Примерное время чтения: 5 минут
1446

Достояние республики: федоскинские мастера поддерживают народный промысел

АиФ № 11. Будет ли третья оборона Севастополя? 12/03/2014
В каждой шкатулке частица души художника.
В каждой шкатулке частица души художника. / Александр Щемляев / АиФ

Во время Великой Отечественной войны в разорённой стране нескольких федоскинских художников отозвали с фронта - чтобы они вместе со старейшими мастерами промысла и учениками профтехшколы в полуразрушенных производственных помещениях или просто по домам вновь расписывали лаковые миниатюры.

Табакерки вместо козырьков

Музей Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. Футляр для пасхального яйца Мадонна Альба (по картине Рафаэля). Работа художника А.В. Тихомирова, 1870-ые годы
Музей Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. Футляр для пасхального яйца "Мадонна Альба" (по картине Рафаэля). Работа художника А.В. Тихомирова, 1870-ые годы. Фото: РИА Новости / Юрий Кавер

Зародился этот художественный промысел в Подмосковье в 1795 г., когда купец П. Коробов на базе картонной фабрики, выпускавшей лаковые козырьки из папье-маше к каскам для русской армии, основал новое производ­ство - табакерок из папье-маше с миниатюрной росписью. В XIX в. изделия федоскинских мастеров приобрели огромную популярность. Ассортимент их значительно расширился - к табакеркам добавились спичечницы, чайницы, пудреницы, пасхальные яйца, накладки с миниатюрами на кошельки… Совершенствовалась технология живописи и внедрялись всё новые приёмы декоративного оформления изделий: «под черепашку», слоновую кость, «шотландку».

Когда в 1904 г. фабрику закрыли, мастера спасли промысел, организовав вместо неё артель. И промысел дожил до наших дней. Сегодня изделия мастеров Федоскинской ордена «Знак Почёта» фабрики миниатюрной живописи участвуют в международных выставках и становятся «подарками правительственного уровня». Как и прежде, каждое изделие - это ручная работа, именно она делает шкатулки и ларцы неповторимыми и позволяет в полной мере раскрыться таланту художников. Разнообразие живописных тем объединяет единый федоскинский стиль. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, «шотландкой», инкрустацией перламутром - столь изысканное убранство приобретают лаковые изделия в руках мастеров.

Губернатор с кисточкой

Эти мастера радушно встретили губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. А после того как он прошёлся по фабричным цехам и осмотрел весь цикл уникального производства, Вероника Баулина, продолжатель династии федоскинских художников, предложила помочь ей дорисовать зимний пейзаж. После окончания художественного училища она уже четвёртый год работает на фабрике.

Вероника показала, как нужно держать кисть, как наносить ею мазки. И Андрей Воробьёв под её бдительным надзором дорисовал живописные сугробы, а затем из рук учителя получил в подарок от фабрики готовую шкатулку с одним из самых популярных сюжетов известного мастера Алексея Пахомова - «Зимней тройкой». Говорят, он приносит счастье и удачу.

Художник Юрий Дубовиков. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. 1992 год
Художник Юрий Дубовиков. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. 1992 год. Фото: РИА Новости / А. Соломонов

А затем за чашкой чая с представительницами и других предприятий народных художественных промыслов Подмосковья разговор у него пошёл об их сохранении и развитии. Здесь были мастера из Гжели, с Богородской фабрики художественной резьбы по дереву, Павловопосадской платочной мануфактуры, Жостовской фабрики декоративной росписи, других предприятий.

«Нужно оказать поддержку нашим промыслам, - сказал Андрей Воробьёв. - Они сущест­вуют столетиями, и важно их сохранить. В каждом изделии - платке, игрушке, подносе - живёт душа. Это очень большая скрупулёзная работа. Федоскинскую шкатулку, например, изготавливают почти шесть месяцев».

Правительство Подмосковья уже предприняло заметные шаги по продвижению изделий мастеров региона: в областном Доме правительства, аэропортах (в т. ч. и зонах duty free), торговых центрах, гостиницах открыты специализированные магазины.

А теперь создадут профессиональный клуб, который объединит представителей творческих династий, молодых мастеров, художников и маркетологов. Это позволит, по словам губернатора, «двигаться вместе в одном направлении». Важно выработать единое представление о том, как следует развивать в регионе туризм и экспансировать замечательные изделия подмосковных мастеров на европейский рынок.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах