В средние века в мире существовали только три экземпляра этой книги. Все дубли сжигались, а посягнувшие на святыню уничтожались. И сегодня латынь секретной книги Высокой Школы Haute Ecole «Прецепцио Прецепторибус» хранит тайны в каждой кодированной гравюре, открывая смысл лишь Мастерам. Сквозь стершиеся буквы со страниц просвечивает: «...Когда рыжая лошадь поиграет головой негодяя, рыцарь увидит, наконец, коня, который был отобран для дьявола, но которого дьявол не коснулся...»
Эта книга,в которой, наряду с каббалистическими, масонскими пророчествами и откровениями, есть старые секреты Мастеров по работе с лошадью, попала к Александру Невзорову несколько лет назад. Таинственные слова заинтересовали его, и он решил разгадать их смысл, изучив историю взаимоотношений человека и лошади и суммируя все знания человечества о сути издевательств над лошадью.
Олицетворяет сюжетную линию истеричный садист Джеймс Филлис (его роль исполняет актер Анвар Либабов). Антипод Филлиса — Антуан де Плювинель (актер Гали Абайдуллов), гений и мастер Школы. И хотя Плювинель жил в XVII, а Филлис — в XIX веке, оба они давно уже являются символом самых непримиримых, самых яростных противоречий в отношениях человека и лошади. Плювинель олицетворяет поиск, духовность, благородство и подлинную любовь к лошади. Филлис — истеричный садизм примата, который желает, чтобы лошадь его развлекала и который ради адреналина и полноты спортивных ощущений пойдет на все, даже скомандует: «Велите жечь лошадь огнем!»
«Лошадь распятая и воскресшая» — фильм, который не на уровне эмоций, а строго с позиций науки говорит об извращенческой практике конного спорта. Здесь современные научные экспертизы и исследования судебных медиков и лучших ветеринаров мира оказываются ответами на загадочные пророчества секретных книг Высокой Школы.
Разговоры об убийственности для лошади «железа», назальных и прочих средств воздействия, несмотря на всю убежденность говорящих, — долго оставались просто разговорами, основанными на чутье, убеждениях, предположениях и эмоциях. Все это требовало сверхсерьезного научного обоснования, жесткой и наглядной доказательной базы. «Теперь она есть, — говорит Александр Невзоров, — и можно с абсолютной уверенностью, опираясь на данные экспертиз и научных иппологических исследований, говорить о всех методах, которые являются фундаментальными для конного спорта, как о методах откровенно извращенческих».
В фильме — подноготная конного спорта одна из сюжетных линий, не более. Но спортсмены, реальные сегодняшние спортсмены, — безлики и безымянны. Их очень много, они в полном объеме демонстрируют все садистские приемы этого «спорта».
«Конный спорт приговорен, — убежден Александр Невзоров. — Это лишь вопрос времени, когда яд разойдется по всем его артериям и венам, когда начнут холодеть и отниматься ноги. Они отнимутся, и монстр рухнет рожей в навоз. Противоядия не существует. Ибо имя этого яда — наука. Точные знания. Раньше в качестве противоядия применялись костры, которые на некоторое время, действительно, способны были нейтрализовать воздействие науки на сознание и общество. Но нынче — все будет происходить только по законам разума. А это хорошие законы.
Есть забава под названием конный спорт. Прямое порождение дикарства, серости, невежества. Мало кто задумывается, что профессионализм наездника — это умение сделать как можно больнее лошади. Но появились знания. Точные, научные, порожденные экспериментами. Подтвержденные экспертизами. Они уже существуют. Уже раздвигаются границы разума в этой (конной) сфере. Уже раздвинулись. Появились и приобрели статус научных фактов — знания о воздействии железа, о пытке лошади в спорте, о бессмысленной и порочной сущности самой забавы под названием конный спорт. Возвращения к прежнему безмыслию и невежеству уже не может быть».
Факты о фильме
· Название. Поначалу фильм задумывался и снимался как конкретная история конкретной лошади, вороного жеребца Каоги. Соответственно, первоначальное рабочее название было именно таким: просто «Каоги». Но неожиданно, перелистывая секретную книгу, Александр Невзоров наткнулся на странный эмблемат, украшенный надписью на латыни: «Лошадь распятая и воскресшая». Это и стало названием, поскольку фильм о судьбе лошади в нашем мире. Никакого отношения к христианству название фильма не имеет.
· Весь реквизит, все игровые атрибуты в фильме только подлинные! Подлинные шпаги XVII века, хлысты XIX века. Подлинные масонские и тамплиерские реликвии. Даже бумага в кадре, на которой пишет ученик Плювинеля Де Мену — это реальная писчая голландская бумага XVII века. На пальце самого Плювинеля — подлинный рыцарский тамплиерский перстень XIV века.
Все реплики героев, все фразы — не написаны сценаристом, а выбраны из их сочинений.
· Работа над фильмом продолжалась два года. За это время собралось около 10 часов чистого материала — специализированных «манежных» съемок, содержащих фиксацию процессов обучения в Школе. Фильм так долго был в производстве отчасти и потому, что официальное оформление иппологических, криминалистических, анатомических, судебно-медицинских экспертиз и экспериментов, которые стали одной из основ фильма, — дело долгое и непростое. Но именно эти экспертизы, которые по завершении приобретают статус научно доказанных фактов, были чрезвычайно важны.
· Съемки. Манежные съемки всегда сложнее натурных и павильонных, тем более что автор сценария и режиссер-постановщик Александр Невзоров появляется в кадре. Зритель видит только Невзорова и лошадь, не представляя себе того количества людей, шнуров, приборов, мониторов и всех спецприспособлений. Пиротехники должны были создавать очень нежный, очень мягкий тон задымления, которого было бы не видно глазу, но который бы подчеркивал наличие солнечных лучей. Естественность освещения манежа, это тоже, разумеется, достаточно сложный эффект, достигающийся сложной работой осветителей и множеством приборов.
· Очень сложна в производстве была и компьютерная трехмерная графика, демонстрирующая те процессы, которые происходят в организме лошади при воздействии на него стандартных методов, принятых в конном спорте. Например, почти два месяца ушло на создание трехмерного шагающего и бегущего скелета лошади, с возможностью «проникновения зрителя» внутрь черепа, в суставы, в грудную клетку. Вся «анатомическая графика» строжайшим образом рецензировалась научными консультантами фильма, в числе которых профессора и доктора ветеринарной медицины из США, Германии и России.
· Не раскрывая всех разгадок загадочной фразы из секретной книги, скажем, что Александру Невзорову удалось найти того коня, «который был отобран для дьявола, но которого дьявол не коснулся». И здесь не обошлось без Булгакова и его «Мастера и Маргариты»!
2-3 июня на Первом!
(По материалам пресс-службы Первого канала)