Самый главный музкритик страны Артемий Троицкий руководил процессом награждения, он же сопровождал появление номинантов, как известных, так и не очень, забавными речами заядлого борца с режимом. В данном конкретном случае с режимом всеобщей попсы. Корреспонденту «АиФ» удалось попасть во внутренний дворик ЦДХ и увидеть своими глазами, как музыкальный протест обретает форму, и иногда содержание.
Первым делом в гости к великому и ужасному Троицкому прибыл Андрей Макаревич. Вернувшийся к образу пышноголового рокера, он выглядел презабавно. Сидел в первом ряду, окруженный толпой «оземфиренных» девочек, фанатов «Муммий Тролля» и абсолютно сумасшедших адептов творчества Николая Воронова, улыбался чему-то своему и явно никуда не спешил. По всей видимости, господин Троицкий предупредил давнего друга о том, что церемония затянется. Никаким Муз ТВ не снилось - 6-часовое действо без малейшего намека на эффектное шоу, - это не каждый выдержит. 15 номинаций, между объявлениями и награждениями «лучших» - выступления-десятиминутки прочих музыкантов и собственно «хедлайнершующего» ведущего. Пока гости дорогие приходили в себя от первой представленной песни (точнее интернет-хита) с многозначительным названием «Скоро все е... ся» группы «Барто», Троицкий объявил первую номинацию - «Книга о музыке». По хорошей оскаровской традиции девушки с фигурами, несмотря на все заверения, что такого здесь не будет, на сцену вышли и наградили представителя славного носителя всех истин на свете Бориса Гребенщикова. Последний в этом году написал книгу «Аэростат», за что и был отмечен жюри. На церемонию сам БГ не приехал только потому, что пребывал в Казани на собственном концерте. Заодно с медалью со степным волком, вышитым бисером, ему был вручен ремень от спонсоров. Надписи на кожаном изделии оказались вполне предсказуемы - секс, рок и т. д. Но представитель легендарного музыканта, казалось, был этому счастлив, и даже выдал некую военную тайну всем присутствующим – «послезавтра у Троицкого будет денежка рожденежка, поздравляем, 54 года - это здорово!»
Вторая номинация прозвучала как «Лучший дизайн альбома», награда была отдана группе «Центр» с их альбомом «У прошлого нет будущего». Ребята на обложке своего шедевра изобразили яхту господина Абрамовича, чем собственно и прославились. Пока на радостях группа пела со сцены, в ЦДХ пожаловал Илья Лагутенко с супругой. Держась за ручки и беспрестанно о чем-то перешептываясь, парочка была тут же окружена фотографами и на свободу попала только, когда пробралась в первый ряд, поближе к Макаревичу. До того, как «мумиков» объявили победителями в номинации «Интернет», их лидеру пришлось послушать очередную авторшу проникновенных женских рок-историй Татьяну Зыкину. Девушку всерьез сравнивают с Земфирой, однако у людей знающих сомнений не возникает - Таня местами девушка талантливая, но сравнения безосновательны. Впрочем, Троицкий певицу похвалил, предложил украсить ею российскую сцену и даже во всеуслышание предложил интим.
Лагутенко же после того, как ему присудили премию, вышел на сцену со словами «Я уверен, всё скоро уйдет в Интернете, ни телевизора, ни дисков... все там будет, а я уже там. В общем, думаю, я получил главный приз». С Ильей никто спорить не стал, тем более что Троицкий быстро провозгласил следующего победителя. В номинации «Видео» им стал Ляпис Трубецкой со своим клипом на песню «Огоньки». Вполне убедительная видеонарезка из советских фотографий пришлась по нраву большинству экспертов. Так же, как и тексты Ивана Алексеева, он же Noize MC. Победа этого молодого человека в номинации «Лирика» казалась несколько неожиданной, но в силу того, что в его песнях часто упоминается российская демократия и «нецензурщина» понятной. Он против, значит он наш. Протестом ради протеста не увлеклись на этой премии разве что победители в номинациях «Музыка» (Антон Батагов) и «Голос» (Петр Налич). Оба вызывающе красиво отработали свои номера, Антон сыграл сочиненную им музыку к фильму Дыховичного «Вдох-выдох», а также заставки телеканала «Культура» (тоже его авторства), а Петр порадовал традиционной цыганщиной с ярко-выраженным душевностью. После них как-то особенно забавно слушались речи Артемия.
- Все продюсеры - упыри и ублюдки, - кричал в микрофон разбушевавшийся Троицкий. - Это они родят биланов и жасминов. Я официально заявляю, всяким там герлз-бендам место на панели, парням - у станка, а продюсерам - в тюрьме. Их способ зарабатывания денег аморален - они унижают вас, слушателей. Единственный, кого уважаю - Иосиф Пригожин. Вместе с его Валерией. Оба могли безбедно существовать. Валерия, как десятки других силиконовых пенсионерских певиц, могла бы петь на корпоративах до конца своих дней и прекрасно существовать, ан нет, рвется в Англию, Америку. Безумство храбрых, одним словом.
Успокоила ведущего только необходимость рассказать про следующую номинацию со странным названием «Деятели». Как оказалось, это те самые люди, которые не продюсеры, но очень близки к этому - «Помогают настоящим музыкантам занять свое место». В этом году таким вот деятелем признан Александр Богданов (он ведет по жизни группу «Кассиопея»). Далее в программе значился победитель в номинации «Фильм». Он же , кстати, был единственным номинантом. Валерий Тодоровский вышел на сцену, жуя жвачку, и с ней же говорил нежные слова в адрес Кости Меладзе, отвечающего за саундтрек к его фильму «Стиляги».
- Это было счастье снимать «Стиляг», и счастье, что нашлись люди, которые захотели его смотреть! - заявил режиссер.
Победой в самой веселой номинации «Нечто» Троицкий с сотоварищами осчастливили Николая Воронова. Парень тут же спел свою «Белую стрекозу любви» и «СМС» - на радость начавшим-было буянить фанатам.
Главной по части дебютов предсказуемо оказалась Алина Орлова. Литовская звездочка - единственная из спевших на сцене в этот вечер, заслужила аплодисменты Макаревича и даже сдержанное «браво» из его уст. Она и правда была чудо как хороша. Следом за ней к Троицкому в гости приехал Александр Ф. Скляр.
Приз за «Лучшую песню года» отхватил именно он, сочинив рок-балладу «Корабли не тонут». Музыкант даже ее спел, однако сразу после устроил фирменный скандал прямо на сцене - велел позвать к нему звукорежиссера, а когда тот появился - покрыл его отборным матом за «преступную оплошность, после которой он пел, себя не слыша», На сцену выбежал испуганный Артемий, обнял Скляра и заискивающе произнес что он дескать не смыслит в звукорежиссере, и тысячу раз просит прощения.
Последний час едва не замерзших вусмерть поклонников «другой музыки» (был уже час ночи) потчевали творчеством собственно главных героев вечера. Забрав награду в номинации «Концерт» (за организацию фестиваля «Сотворение Мира» в Казани) запел-таки Андрей Макаревич. В первый и скорее всего в последний раз он, акапельно исполнил нечто русское-народное, чем сразил публику наповал. За ним вышел «Мумий Тролль» и забрал последенего «Волка» за «Лучший диск года». Альбом «8» отлично прозвучал - как в ЦДХ, так и вообще.
Церемония, несмотря на «не тот формат», закончилась чем-то вроде дискотеки, ну и, как говорится, ради бога. Ведь в общем и целом все было по-честному, - Троицкому можно верить. Правда же?