Очередную инициативу от «лесничего» Черешневого леса Михаила Куснировича поддержала вся культурная элита страны. Бомонд пожаловал в Белый зал ГМИИ им. А. С. Пушкина в смокингах и вечерних платьях. Было много черешни, эскимо и шампанского... И видных деятелей театра и кино, которые со слезами на глазах рассказывали корреспонденту АиФ, какой это был актер, человек, муж и друг – Олег Иванович Янковский.
Гости к музею им. Пушкина начали собираться рано – одними из первых пожаловала образцово-показательная пара российского кино Инна Чурикова и Глеб Панфилов. Они, как всегда, держались, особняком и светские беседы вели больше друг с другом, чем с кем-то еще. Зато Леонид Ярмольник, еще только подходил к корзинам бесплатной черешни и бокалам с шампанским, как его тут же окружила журналистская братия.
- Братцы, на кошках надо тренироваться, - отшутился Леонид, взяв-таки в руки эскимо. Но от официально-торжественной речи не отказался:
- Все, что делала Олег Иванович, было гениально, это был такой пример для подражания, Во всем. Знайте, сегодня будет вручена самая элегантная из всех существующих премий. Потому что вручается она от имени Олега и только избранным. Конечно, мы, избранные! Сами посудите – какой узкий круг был близок Янковскому. И я счастлив, что был вхож в него.
В другом настроении приехал на церемонию актер Ленкома Виктор Раков – «прошло чуть больше года, а я все никак не смирюсь, не могу».
Незаметно появился среди гостей Станислав Любшин. Совсем седой и по-прежнему красивый актер поприветствовал господина Куснировича и удалился в Белый зал. По большой лестнице, на ступеньках которой, организаторы расставили огромные вазоны с пионами и портреты Олега Ивановича, поднялся и Никита Михалков собственной персоной. От разговоров по мобильному телефону его отвлекала только Алена Долецкая, решившая, что одной ей под силу «расшевелить» мэтра. Однако Никита Сергеевич был в этот вечер замкнут и улыбнулся только раз, обняв Владимира Спивакова. Прессе он великодушно сообщил следующее: «я не знаю, что это такое – эта премия, но раз в программке значится имя Олега, значит надо идти. Вот я и пришел». Не особо вписывалась в контекст мероприятия светские гранд дамы в лице Юлии Бордовских, Ольги Слуцкер и Светланы Бондарчук. Благо, поболтав немного о своем, о женском, они как-то быстро и незаметно саморастворились в зале для награждения.
Еще через час появились «особые» гости - свет и цвет российского театра и кино– Галина Волчек, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Вадим Абдрашитов и Роман Балаян. Все заняли почетные первые ряды. То и дело спрашивал у них, «не нужно ли чего» Леонид Парфенов, который, как выяснилось чуть позже, оказался ведущим вечера.
Сначала рассевшихся за белыми столами гостей «вынудили» слушать уникальный концерт камерного оркестра Kremarata Baltika и, в частности, выступление солиста Гидона Кремера. Час под музыку Вивальди и Чайковского прошел незаметно. В зал стали впускать опоздавших. Теперь среди высокой публики можно было заметить Андрея Житинкина, Веру Глаголеву, Валерия Сюткина, Олега Бероева с Ксенией Алферовой. Пожаловал даже Михаил Швыдкой и Наина Ельцина – оба были неразговорчивы, заметили только, что «наслаждаются обстановкой, музыкой и обществом».
Сын Олега Янковского Филипп прибыл вместе с верной Оксаной Фандерой – пара всем своим видом выказывала глубокую скорбь. Но только Инна Чурикова, не выдержав, расплакалась прямо на сцене. Актрисе первой вручали премию Имени Олега Ивановича.
- Понимаете, в нем не было агрессии, никакой. Он был глубоко миролюбивый человек. Мне очень тоскливо без него в театре и жизни. Он ушел как-то вдруг, при этом достигнув невероятных каких-то человеческих и актерских высот. Я горюю. И хочу сказать спасибо ему, что он считал меня хорошей партнершей в театре. Благодарю я и его любимую женщину, самого точного и тонкого его близкого друга Людочку. Она его очень любила, всегда чувствовала и даже роли учила вместе с ним. У Олега была прекрасная семья. Спасибо им всем.
Приз в виде черешневого плода, Инне Михайловне вручал ее супруг Глеб Панфилов. «Инночка, это тебе, прими», - тихо сказал режиссер, и зал растроганно зааплодировал.
Затем взял слово Филипп Янковский:
- Прежде чем вручать премии дальше, я хочу сказать, что отец вас всех очень любил. И вспоминал в последние месяцы и дни своей жизни. Я обязан передать вам это, это его последняя воля. Мы все говорим вам спасибо за то, что вы были с ним всю его жизнь.
По словам следующего «ответственного лица» - Михаила Куснировича - эта премия с названием «Творческое открытие 2010» предназначена тем, кого бы Олег Иванович сам хотел отблагодарить еще при жизни.
- Этих людей, лауреатов премии, не выбирали члены Попечительского совета фестиваля «Черешневый лес». Сама жизнь сделала это, - заключил он.
Итак, лауреатами, кроме Инны Чуриковой, стали Станислав Любшин – ему хрустальный плод с автографом Янковского вручал Денис Мацуев. Станислав Андреевич поделился с гостями любопытными подробностями первых кинопроб Янковского.
- Приехал скромный парень из Саратова. Он был в ужасе – в первый раз на Мосфильме, не знал, как стоять, что говорить, где улыбаться. И на пробах у него ничего не получилось. Я помню, как после, он стоял, прислонившись к какому-то столбу, весь мраморный. Казалось, отодвинь столб – и Олег упадет. Я подошел к Басову тогда со словами – «ты видишь, как он страдает? « Да вижу, и я его утверждаю» - ответил тот. Ну а дальше вы знаете – Олег всех нас стал поражать из года в года даденным ему Богом великим талантом.
Марк Захаров свой приз получил из рук Владимира Спивакова.
- Как-то я сказал Олегу: я точно знаю, что второго Янковского у меня никогда не будет, - сказал режиссер. - Я не знал тогда, что эту фразу можно отнести ко всему русскому искусству.
Каждому из вышеперечисленных «героев», помимо всяческих почестей от Куснировича, цветов, хрустальной черешни и денежного конверта полагался еще и музыкальный номер от Дениса Мацуева и Игоря Бутмана. В ход шли джазовые импровизации, прелюдии Рахманинова, эстрадные хиты…
В этот вечер премию (размер которой, кстати. Составляет 6 млн рублей) получили также Роман Балаян, Вадим Абдрашитов, Сергей Гармаш, Виктор Раков и Леонид Ярмольник. Леонид Броневой, который тоже «был в списках», к сожалению, на церемонию приехать не смог.