За последние пару недель почти все болельщики сборной России побывали в Куябе, Рио, Сан-Пауло, Сантосе, Куритибе и даже на водопадах Игуасу. И всё бы хорошо, только эти прекрасные места находятся друг от друга далеко — приходится иметь дело с бразильским транспортом.
– Самолёт. Пожалуй, самый быстрый и удобный вид передвижения в Бразилии. Здесь легко можно встретиться со звездой первой величины — разделения на подклассы на внутренних рейсах нет. Увы, летают рейсы часто с опозданиями, и до большинства мест внутри страны приходится добираться с длительными пересадками. Немаловажный фактор — цена: те, кто не купил билеты заранее, то есть минимум за пару недель до полёта, в итоге переплачивают в 4–5 раз! При этом стоимость билета в один конец в дни игр доходит до 30 000 рублей. Зато болеть за родную команду (или смотреть матчи с участием команд из других стран, если болеть уже не за кого) максимально комфортно в аэропортах — тут организованы фанзоны с интернетом, настольным, компьютерным и живым футболом.
– Автобус. Самый доступный вид транспорта. Сразу несколько фирм в Бразилии предлагают свои услуги на этом рынке. При этом все автобусы очень комфортабельные и относительно недорогие — например, 16-часовой переезд обойдётся в 2000 рублей, а ночной автобус Сан-Пауло – Рио всего в 1000 рублей. Ходят такие автобусы очень часто, но при этом так же часто и запаздывают на пару часов, останавливаясь по дороге на частые проверки военными и полицией.
– Автомобиль. Этот вариант даёт полную свободу передвижения. Но недостатков у такого способа передвижения много: кроме стоимости аренды — дорогой бензин (50–60 рублей за литр), «золотая» парковка в любом крупном городе (200 рублей час!). На матч доехать на своей машине нельзя: нужно припарковать её в определённом месте и воспользоваться городским транспортом. А с учётом постоянных пробок и рисков получить штраф из-за неочевидных правил передвижения эта идея не самая удобная, по крайней мере, во время ЧМ.
– Городской транспорт. Он в Бразилии самый разный. Сотни маршрутов автобусов, кое-где — трамваи и троллейбусы и, конечно, метро. Метро здесь одно из самых перегруженных в мире — пассажиров в бразильской подземке больше, чем в московской, а станций в разы меньше. Проезд на ней стоит порядка 50 рублей за одну поездку. К неудобствам можно отнести вопросы безопасности (много карманников) и частые забастовки работников. Последние пару дней, например, не работали главные пересадочные узлы Сан-Пауло — это апокалипсис, даже хуже, чем ситуация, при которой в Москве бы одновременно перестали работать станции «Библиотека им. Ленина», всё «кольцо» и «Охотный ряд».
Кроме того, к услугам всех болельщиков в Бразилии разнообразные фуникулёры, канатные дороги (порядка 400 рублей за поездку) и прокатные велосипеды. Скучать в пути вам не придётся — в Бразилии сейчас царит праздник. Вам везде помогут и всё подскажут. Главное — не бойтесь лишний раз улыбнуться и искренне попросить помочь.