Почему горловина бензобака на машинах ставится то справа, то слева?
Перед заправочными колонками на АЗС нередко можно увидеть наравномерные очереди. К одной выстраивается целая кавалькада машин, а рядом с другой нет никого. Некоторые хитрые водители разворачиваются и въезжают на колонку задним ходом, чтобы подогнать автомобиль лючком прямо к заливочному пистолету. Но на такие маневры отваживаются только опытные водители. Поэтому левая колонка част свободна. Появляется счастливый обладатель машины с левым расположением горловины бензобака, опережает очередь и заливает бензин. Отчего ему такая привилегия?
Безопасная заправка из канистры
У большинства европейских машин лючок бензобака находится справа кузова машины, и заправляться они могут только с правой колонки. Если они подъезжают к левой, то приходится тянуть шланг через крышу, что неудобно, да и опасно из-за риска выпадения пистолета из горловины по время заливки топлива.
Правое расположение лючка сделано неслучайно, чтобы водитель с канистрой в руках мог безопасно обогнуть автомобиль и заливать топливо с обочины или с тротуара. Таким образом, человек стоит в безопасной зоне, и объезжающие автомобили не смогут его задеть.
Зачем же у других машин лючок находится с левой стороны?
Дело в том, что ряд стран до сих пор имеют левостороннее движение вместо правостороннего, как в Европе. Почти в 30% государств в мире продолжают ездить по противоположной стороне дороги, нежели в Европе. Япония, Великобритания, Кипр, Мальта и прочие рынки изготавливают или покупают автомобили с правым рулем. У них горловина бензобака находится слева кузова, если смотреть по ходу движения машины. В случае вынужденной остановки водитель такого автомобиля паркуется уже у правой обочины.
Когда японские автомобили поставляются в Россию или в Европу, они проходят через процедуру адаптации. На конвейере руль ставится с левой стороны, а не с правой, как и педальный узел. Эти операции недороги, чего нельзя сказать про перенос горловины. Приходится изготавливать новые панели кузова и внедрять на сварочном конвейере новую технологическую цепочку, что необоснованно дорого. Поэтому японцы оставляют домашнюю левую горловину и у импортируемых в Европу машин, справедливо считая, что вынужденные остановки у обочины для заправки автомобиля из канистры бывают редко. Если они и случаются, то водитель может откатить машину подальше на обочину и обезопасить себя сам. В принципе отечественные правила сертификации не препятствуют этому. В отличие от расположения руля левая сторона размещения горловины топливного бака не является противопоказанием к реализации легковых машин у нас в стране.
На российском рынке есть масса автомобилей с нестандартным расположением горловины. У старых отечественных машин она монтировалась сзади, так как бак находился в заднем свесе. У УАЗа «Буханки» он со стороны водителя, у «Запорожца» — под спинкой заднего дивана, а вот у первого ЗАЗ 965 бензобак находился спереди в багажнике. У некоторых моделей ВАЗа — то справа, то слева в зависимости от года производства. Поэтому колонками с зеркальным расположением заливного пистолета пользуются не только владельцы японских машин.