Автомобильные форумы переполнены сообщениями о печальной участи технических узлов в автомобилях. Но развитие промышленности приводит к тому, что подавляющее большинство массовых производителей закупают детали у определенного числа поставщиков. Качество и сроки службы там регламентируются, а значит, у автомобилей есть свой сертифицированный пробег до планового ремонта. Эти данные используются для составления планов технического обслуживания, следовательно, при покупке б/у автомобиля можно знать, на что рассчитывать?
Машины без гарантии
«Процесс эксплуатации машины разделен на периоды, в которые регламентируется смена различных расходников и комплектующих», — рассказывает технический эксперт CarProfi Алексей Цигалинов. К примеру, на первом ТО при пробеге в 15 тысяч километров сливается старое масло, проверяются тормоза и ставятся новые фильтры. А вот при пробеге в 45 тысяч километров план работ гораздо шире. В автомобилях меняется тормозная жидкость и колодки, а также свечи. Если к тому времени вышли из строя какие-то иные детали, то их меняют по гарантии.
«Сыпаться» автомобиль начинает в тот момент, если он не проходил ни одного технического обслуживания или его хозяева не утруждали себя услугами специализированных сервисов и заруливали в гаражи для ремонта. Старое масло или не замененная вовремя тормозная жидкость могут наделать бед. Поэтому при покупке поезженного автомобиля необходимо сразу спрашивать сервисную книжку и внимательно отыскивать там печати о прохождении ТО. Если их нет, то от покупки лучше воздержаться, потому как «левые» запчасти могут выйти из строя в любую минуту.
Если же документы в порядке, то для очистки совести имеет смысл заглянуть в сервисный центр и пройти диагностику. Стоит она недорого и об автомобиле узнаешь массу интересного. У сервисменов есть базы данных, где содержится информация о том, какие поломки случались в машине и какие ТО она проходила. Компьютер выдаст всю интересующую информацию.
Обычно первый раз на вторичный рынок попадают автомобили с пробегом от 50 до 80 тысяч километров после трехлетней эксплуатации и по истечению гарантии. Если пробег меньше, скорее всего владелец был недоволен моделью и продал ее, толком не покатавшись. Новым владельцам предстоит столкнуться с неожиданностями.
К 3 годам эксплуатации приближается одно из самых серьезных ТО на 60 тысячах километров пробега. Оно самое дорогое и нередко тянет за собой отложенные дела. Это смена тормозных колодок, промывка форсунок, установка новых амортизаторов. Если все делать правильно у официалов, то можно уложиться в 60-80 тысяч рублей. Это позволит продлить гарантию на некоторые узлы. К примеру, Volkswagen расширяет гарантийное обслуживание на свои роботизированные коробки DSG. А корейские KIA и Hyundai включают в расширенную гарантию еще и двигатель. ТО на 75 тысячах значительно дешевле и укладывается в 15000 рублей.
Отложенный ремонт
Если же сервисная книжка потеряна и морочиться с сохранением гарантии нет нужды, то необходимо готовиться к полной смене всех фильтров и жидкостей за исключением трансмиссионного масла. Неплохо бы обратить внимание и на кондиционер. После пятилетнего срока эксплуатации его рекомендуется заправлять ежегодно, причем с добавлением смазки для внутренних механизмов. На автомобилях из вышеперечисленного списка отечественных иномарок могут потечь амортизаторы, засвистеть задние подшипники колес или быть истертыми тормоза. Исправление этих неприятностей потребует средств в размере около 150 тысяч рублей.
На отечественных машинах Lada с пробегом около 60 тысяч пробега могут потребовать замены ремень клапанного механизма вместе с роликами, тормозные диски и колодки, тормозная жидкость и подшипники задних колес, а также термостат, топливный насос и, возможно, генератор. В сумме это потянет примерно на 80-100 тысяч рублей.
Сцепление на всех машинах обычно выхаживает более 100 тысяч километров. Автоматические коробки с гидротрансформатором тоже вполне надежны. Однако новомодные немецкие роботы могут подбросить сюрпризы. К пробегу в 50 тысяч километров (то есть после 3-летней службы) там хандрят исполнительные механизмы или блок управления, а также сгорает само сцепление. Ремонт обычно очень дорог и приближается к 80 тысячам. Однако на роботы с двойным сцеплением немцы дают расширенную гарантию в 5 лет без ограничения пробега.
В общем, отправляясь на «базар» за поезженным автомобилем, необходимо быть готовым, что пробег в 50-80 тысяч километров грозит обернуться 150-тысячными рублевыми тратами. После проделанных процедур следующие траты стоит ожидать к 100-120 тысячам километров пробега. Там начнут выходить из строя подшипники, генераторы, амортизаторы, ксеноновые лампы и прочее навесное оборудование. К тому времени придется обратить внимание на автоматические коробки с гидротрансформатором и проверить работоспособность ремней вариаторов. А это в сумме может стоить более 200 тысяч рублей.