Какие звуки из-под капота сигнализируют, что скоро загнет клапана?
Автомобиль, проехавший более 50 тысяч километров, способен преподнести сюрпризы. О том, какие «звоночки» предупреждают о приближающейся поломке газораспределительного механизма, рассказывает автомобильный эксперт Денис Лукин.
Звуки, доносящиеся из-под капота, могут рассказать о приближающейся беде. Это касается цепных и ременных приводов, на роль которых отводится важная функция. Они отвечают за работу газораспределительного механизма (ГРМ), генератора и некоторых иных узлов. Если загудели ролики ГРМ, то жди беды. Возможен обрыв ремня и последующий за ним сложный ремонт двигателя.
Гул и звон
Гул ролика ремня ГРМ не совсем гул — этот звук схож с работой подшипника без смазки. Шелестящий металлический звук слышен на всех оборотах даже при закрытом капоте. Хорошо различим он и в салоне, даже на большой скорости. Это значит, что механика натяжного ролика разбита и подшипник развалился под нагрузкой.
Неисправная деталь в любой момент может заблокироваться. Заклинивший ролик встанет, и ремень на высокой скорости начнет проскальзывать и тереться об него. Тогда раздается уже не лязгающий гул, а пронзительный визг.
Если ремень ГРМ старый и изношенный, то он может проскакивать через зубья и даже порваться. Вот тогда и возникает риск повреждения клапанов и поршней.
В момент обрыва ремня ГРМ происходит остановка распредвалов ГРМ под действием возвратных пружин, которые тормозят его кулачки. Клапаны не успевают закрыться, и в них бьют поршни работающего двигателя.
В этот момент появятся провалы в тяге при нажатии на педаль газа и заметно снизится мощность. Появится явный металлический стук, и двигатель начнет троить (результат проскока ремня/цепи). При обрыве или большом смещении меток ремня загибает впускные клапана в нескольких цилиндрах. В крайних случаях может пробить поршень, повредить головку блоки цилиндров, и двигатель больше не запустится.
Цепь могучая
На моторах, где приводом газораспределительного механизма служит металлическая цепь, роликов нет, поэтому при ее повреждениях из-под капота доносятся иные звуки.
Когда цепь вытягивается или приходит в негодность натяжитель, начинает слышаться посторонний металлический лязг. Вытянутые звенья цепи могут перескочить через зубья шестерен, и механизм ГРМ не успеет закрыть клапана перед возвратом поршня. И дальше ситуация повторяется, как и с ремнем. Правда, цепь порвать труднее.
Поэтому при покупке подержанного автомобиля лучше всего сразу поменять все жидкости, цепи, ремни и прочие расходники, чтобы избежать появления посторонних звуков из-под капота.
Нужно помнить, что вместе с ремнем ГРМ меняется и натяжной ролик. Дело в том, что у роликов внутри есть смазка. При долгом использовании она вырабатывается, и ролики под силами трения выходят из строя. То есть ресурс роликов и ремня рассчитан на одинаковый пробег.