Какие автомобили обязательно нужно прогревать в холода?
Интернет-форумы переполнены всевозможными статьями о проблемах холодного запуска и мнениями техников, инженеров или просто бывалых автовладельцев. Однако, каждый из них зачастую рассматривает проблему однобоко и опирается на свой опыт и примеры из эксплуатации той или иной модели. Порой советы, справедливые для современных «Солярисов», пытаются давать владельцам раритетных «Волг», а водители, всю жизнь, отъездившие на «Москвичах», начинают поучать внуков, купивших новенькие «Шкоды». Так какие же машины нужно греть подолгу даже при нулевой температуре, а какие не требуют этой процедуры?
Температурное расширение
Автомобили не всегда делались по тем же технологиям, что и сейчас. Станки были другими, а качество обработки металлов на них существенно проигрывало современным комплексам с числовым-программным управлением (ЧПУ). При производстве двигателей использовались иные допуски, отчего поверхности цилиндров и поршней подгонялись с неоднородностями в зазорах.
Во время холодного запуска, при морозах ниже −20 градусов, мотор сталкивался с проблемами температурного расширения. Эти неоднородности влияли на износ рабочих поверхностей. Поэтому новым автомобилям в 50-е, 70-е и даже в 80-е годы требовалась обкатка, а зимой они могли эксплуатироваться только после тщательного прогревания, чтобы исключить резкое и неоднородное температурное расширение деталей. Только тогда детали мотора и трансмиссии могли нагреваться равномерно, и исключался перекос поршней и повреждения стенок цилиндров. Длительный прогрев защищал мотор и трансмиссию от ненормативных нагрузок.
Тем самым, старые грузовики и легковые автомобили, производившиеся до середины 80-х годов требуют обязательно прогревания не только зимой, но даже летом, так как их конструкция предполагает такую технологическую процедуры перед каждым стартом. Это требование прописывалось даже в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
В более поздние времена технологии обработки трущихся поверхностей претерпели качественные изменения и моторы перестали бояться резкого температурного расширения.
Карбюратор не едет
Старые автомобили необходимо всегда прогревать еще по одной причине. Они просто не смогут ездить без достижения рабочей температуры. Дело в том, что старые карбюраторы могли готовить лишь одну смесь, предназначенную для максимально эффективной работы при рабочих температурах двигателя чуть выше 90 гр. При холодном запуске такая смесь бензина с воздухом плохо горит, мотор троит и трясется, а машина при трогании с места рискует заглохнуть. Ей не хватает мощности. Поэтому чтобы холодный мотор в первые минуты прогрева не глох, горючее приходилось обогащать принудительно.
С помощью специального рычажка-регулятора прикрывалась заслонка подачи воздуха, и в двигатель поступало больше бензина. Силовой агрегат начинал работать более ровно, но тратил намного больше бензина. Да и такой принудительный «подсос» почти не улучшал динамику карбюраторной машины. Холодный мотор на старых карбюраторных автомобилях все равно тянул плохо, пока его температура не достигала 80-90 градусов.
В общем, приходилось ходить вокруг машины около 10 минут, пока двигатель не получал достаточного количества тепла для нормальной работы.
Сейчас же этого можно не делать, потому как инжекторы с электронной системой зажигания умеют готовить смесь топлива и воздуха для разных температур, отчего мощность холодного двигателя падает незначительно.
Старые резинки и прокладки
Кроме того, старые машины имели шланги и трубки из резины, которая со временем теряет прочность и эластичность. Она трескается и теряет способность выдерживать резкие перепады давления. Поэтому прогревание необходимо им, чтобы исключить температурные повреждения и не нарушить соединения внутри технических узлов. При повреждении старых прокладок и шлангов может начаться течь масла или антифриза.
Поэтому владельцы старых «Волг», «Москвичей» и даже раритетных «Мерседесов» обязательно греют свои автомобили прежде чем отправиться на них в поездку. Чем старше автомобиль, тем хуже у него резиновые изделия.
Для подавляющего большинства современных машин длительный прогрев после холодного запуска не требуется. Достаточно подождать несколько минут, пока масляный насос прокачает масло по системе смазки в двигателе, а также в коробке передач, и можно начинать движение. С середины 90-х годов, с массовым внедрением электронного впрыска и новых технологий обработки металлов технические правила эксплуатации автомобилей предписывают прогревать машины уже на ходу при малых оборотах мотора.
Сезонный вопрос. Как правильно прогревать машину морозным утром?
Почему на автомобиле нельзя ехать сразу после запуска мотора?
Как открыть примерзшие двери машины?
Почему бывалые водители рекомендуют сверлить дырку в глушителе?
Почему опасно проливать бензин мимо горлышка топливного бака?