652

Дорогие трещинки. Можно ли долго ездить с прохудившимися пыльниками?

Tyler Olson / Shutterstock.com

Каждый автомобиль имеет целый комплекс пластиковых, резиновых и металлических деталей, которые призваны защищать уязвимые технические узлы от попадания пыли и грязи, а также воды и негативных температурных воздействий. Это так называемые пыльники, крышки, заглушки и термоэкраны, которые можно увидеть в подвеске, в моторном отсеке, в выхлопной системе и рядом с тормозными суппортами. Эти детали служат годами, и не каждый автомобилист утруждает себя их систематическим осмотром. И зря. Повреждение этих на первый взгляд незначительных деталей довольно быстро может привести к сильным повреждениям техники. Почему это происходит и стоит ли менять пыльники сразу после обнаружения трещин и дыр?

Пыльники можно увидеть на нескольких элементах подвески и рулевого управления. Пыльниками защищаются шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), рулевая рейка и шаровые опоры.

Пыльник представляет собой резиновый чехол, плотно закрывающий рабочую часть механизма. С двух сторон он затягивается хомутами, а внутрь добавляется вязкое масло, чтобы защитить рабочие поверхности от истирания. Срок службы пыльников сильно зависит от резины. Качественные варианты держатся 10 и более лет. Другие же могут растрескаться через три «соленые» зимы. Но в целом защитные элементы служат по 7-8 лет, после чего требуется их замена. В некоторых узлах работают силиконовые или пластиковые пыльники, которые служат до 150 тыс. км пробега.

Шаровая опора

Наиболее опасно повреждение пыльника на шаровой опоре. Эти детали в подвеске автомобиля удерживают передние колеса. Опора выполнена в виде шарнирного механизма, который обеспечивает поворот колеса во время рулежки. Главная ось держится на полимерных вставках и имеет сферический наконечник, на который приходятся основные нагрузки от дороги. Попавшая внутрь пыльника химическая грязь, песок и влага приводят к быстрому разрушению вставок и возникновению люфта. Ось под ударами может выскочить из направляющих, что приводит к разрушению опоры изнутри.

На заднеприводных «Жигулях» и вообще на вазовской «классике» такая поломка сразу приводит к подламыванию колеса и аварии. Менять опору на них необходимо сразу после первых стуков.

На переднеприводных легковых автомобилях передняя подвеска имеет другую конструкцию, благодаря чему часть нагрузок убрана с шаровой опоры. Поэтому если деталь застучала, то у водителя есть время, чтобы добраться до сервиса своим ходом.

Если вовремя не заменить пыльник на шаровой опоре, она начнет стучать через 200-500 километров.

Резинка на ШРУСе

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) тоже очень зависимы от состояния пыльников. Резиновые чехлы стоят на валах, которые передают крутящий момент от коробки к колесам. Высокая скорость вращения и большая сила на валу приводят к быстрому разрушению шарнира, если внутри смазки оказывается песок. В итоге после нескольких недель активного абразивного воздействия при разгонах вал начинает проскакивать через крепления, появляется металлический хруст. Посторонние шумы часто слышны в поворотах при вывернутых колесах, когда нагрузка на ось усиливается.

ШРУС с порванным пыльником выходит из строя очень быстро. Уже через 200-300 км пробега можно ощутить первые признаки износа. Поэтому проверять пыльники на ШРУСАх на машинах старше 10 лет рекомендуется раз в две недели.

При дождливой погоде движение на автомобиле с порванным пыльником шарнира равных угловых скоростей не рекомендуется.

Рулевая рейка

Пыльники устанавливаются и на рулевую рейку. Грязь и влага проникают через трещины и вредят червячному механизму, который через 2-3 тысячи километров пробега начинает подклинивать.

В результате износа зубьев в рулевом колесе появляются люфт и стуки. Кроме того, из-за поврежденных пыльников могут разрушаться наконечники тяг. С порванными пыльниками рейка продержится дольше ШРУСов, но, если ездить так годами, люфт и стуки будут пугающе сильными. Придется менять уже не только защитную резинку, но и механизм в сборе. Ездить с поврежденной рейкой запрещено ПДД.

В современных автомобилях еще много мест, где используются пыльники. Это коробка передач, двери, защита электропроводки, амортизаторы, тормозные суппорты и многие другие узлы. Все их нужно сохранять в целости.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество