Для чего предназначены разные сорта бензина на заправках?
После масштабного переоборудования крупные нефтеперерабатывающие предприятия начали выпуск нескольких сортов топлива, различающихся не только по октановому числу, но и по содержанию химических присадок. Если раньше перед водителями стоял выбор, залить ли просто девяносто пятый бензин вместо девяносто второго, то теперь они видят перед собой по два сорта АИ-92, столько же АИ-95 и АИ-98 и даже модный АИ-100 с моющими присадками. Зачем нужно это разнообразие и как им правильно пользоваться?
Можно ли смешивать разные сорта бензина?
Продвинутый АИ-95 отличается от обычного тем, что помимо антидетонационных эфиров и спиртов в него добавляются три вида иных присадок. Он имеет антиокислительные вещества, борющиеся с коррозией внутренних поверхностей, а также антистатические — против трения и моющие для очистки мотора.
По заявлениям производителей этот комплект позволяет улучшить работу мотора и обеспечивает очистку от отложений и смол, оставшихся после работы на некачественном бензине.
Производство новых сортов топлива подчиняется ГОСТ Р 51866–2002, который устанавливает нормативы для всех видов бензинов. Там сказано, что присадки должны легко смешиваться с бензинами, не выпадать в осадок и обеспечивать длительный срок хранения топлив. А это значит, что все бензины взаимозаменяемы и их можно смешивать без опасения навредить мотору. Тем самым автовладельцы могут выбирать дорогие сорта периодически, в качестве профилактики.
Для каких автомобилей подходят новые бензины с добавками?
Лучше всего сорта с комплектом моющих и антикоррозионных присадок подходят инжекторным автомобилям с распределенным впрыском, а таких в России подавляющее большинство. В первую очередь они промывают форсунки. Бензин смывает отложения на впускных клапанах. К отложениям приводит как бензин с повышенным содержанием смол, так и газы, засасываемые из картера. Дальше моющие присадки удаляют отложения из камеры сгорания, с поршней и с ножек клапанов.
Этот бензин содержит новые модификаторы, которые снижают трение деталей, улучшают отдачу, увеличивают мощность и снижают расход топлива.
Эффект проявляется не сразу, а после двух-трех тысяч километров пробега. Проведенные тесты показывали, что из-за «моющих» присадок растет расход воздуха. Очевидно, что впускные клапаны, освободившись от нагара, способствуют лучшему наполнению цилиндров.
В итоге мощность закоксованного мотора после очистки от нагара может возрасти более чем на 7%, а расход топлива за счет улучшенной смеси снижается на 8%.
Когда и как использовать?
Чтобы почистить мотор, необходимо ездить на дорогом топливе постоянно в течение нескольких месяцев. Однако в сильные морозы его лучше не применять. Высокое содержание химических веществ влияет на испаряемость, и такие бензины немного проигрывают обычным по воспламеняемости. Поэтому на время холодов лучше выбирать простой бензин с наиболее низким октановым числом, который разрешен производителем автомобилей.
А вот в оттепели можно вернуться к процедурам очистки.
Летом же есть смысл заливать в автомобиль моющие бензины с высоким октановым числом, к примеру АИ-98 или АИ-100. Эти сорта топлива помогут максимально раскрыться силовому агрегату.
А вот для старых карбюраторных моторов моющие бензины бесполезны. Дело в том, что карбюратор не имеет форсунок, топливо поступает в цилиндры за счет атмосферного давления. Чистка же карбюратора производится иным путем и не предполагает использование дорогих сортов горючего.