В ближайшем будущем изменится не только закон, но и внешний вид полиса ОСАГО. С 1 июля страховые компании начнут выдавать автомобилистам документ не зелёного, а розового цвета. Повышена степень защиты: новые водяные знаки, встроенная металлизированная нить, QR-код. «Фон бланка стал сложным — на нём изображены графические фигуры, и введена цветовая растяжка между жёлтым, розовым и сиреневым цветами. Для двухслойных бланков отрывная часть будет выполнена в фиолетовом цвете. Изменён шрифт, поменялись размер и расположение водяных знаков — на просвет будут по центру видны изображения автомобиля, вертикально по бокам — логотипа РСА. В полис будет встроена металлизированная нить иного размера, и располагаться она будет в другой части полиса, на ней будет видно надпись «ОСАГО», а на просвет — „полис“», — представил новый вид документа президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. По оценкам Гознака, ближайшие два года мошенники такой полис подделать не смогут.
Впрочем, водителей больше волнуют другие планы страховщиков по поводу ОСАГО. Но если проект нового полиса уже утверждён, то поправки в закон ещё только готовятся. Главное нововведение, которое предлагает РСА, — сделать выплаты в натуральной форме приоритетным способом компенсации участникам ДТП. Иными словами, страховщики в принудительном порядке будут отправлять клиента на ремонт, не предлагая альтернативу в виде денег. «При этом страховщики готовы осуществлять такую выплату без учёта износа повреждённых деталей, хотя закон об ОСАГО предполагает обратное. Если же выплата будет произведена деньгами, из неё, как и раньше, будет вычитаться износ деталей», — объясняет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Страховщики считают, что новые правила позволят утихомирить юристов-посредников, которые заваливают суды страховыми делами. «Существенный тормоз, особенно это характерно для регионов, — автоюристы, которые нацелены на получение денег, из которых они получают 30–40% за предоставление услуг пострадавшему», — считает президент РСА Игорь Юргенс. В 2015 году, по оценкам союза, на автоюристов из системы ОСАГО потрачено 10 млрд рублей.
Но возникает много вопросов в связи с обязательным ремонтом повреждённого автомобиля. Поэтому РСА готов сделать исключения для некоторых случаев и предложил гибкую систему при выборе возмещения.
Так, автомобили не старше двух лет страховщики будут отправлять только к официальным дилерам. Чётко ограничат удалённость техцентра от места проживания. Если население города насчитывает больше 500 тысяч человек, станция ремонта не может находиться дальше 10 километров от него. Для остальных населённых пунктов максимальное расстояние до сервиса составляет 200 километров. Если страховщик не сможет выполнить эти условия, будет, как и раньше, платить. Вариант денежной компенсации останется и в тех случаях, когда сумма ремонта превышает лимит выплат по ОСАГО.
На сегодняшний день выплатами в натуральной форме пользуется около 5% автомобилистов. Действительно ли сократится число разбирательств страховых компаний и автоюристов, станет ясно после введения новых правил. Не исключено, что последние будут значительно чаще защищать клиентов в судах в связи с некачественным ремонтом по ОСАГО.
Другая «страховая» поправка вряд ли обрадует водителей, которые нарушают ПДД. При оформлении «автогражданки» им придётся платить за полис больше, чем законопослушным водителям. Какие именно повышающие коэффициенты примут для нарушителей, пока обсуждается. До 15 июня этого года РСА и ЦБ определятся с конкретными цифрами. Предстоит решить ещё несколько организационных вопросов. Ведь всё больше штрафов фиксируется камерами автоматически, постановления приходят собственнику машины, а это далеко не всегда водитель.
За исключением новых полисов, пока все поправки имеют статус предложения РСА. Если со стороны ЦБ не возникнет возражений, уже осенью взаимоотношения автовладельцев и страховых компаний могут измениться.