Примерное время чтения: 6 минут
1455

«Народный гараж» для народа?

Фото: АИФ

Тема строительства доступного парковочного пространства для московских автовладельцев поднимается очень давно. О создании специальной программы начали говорить в середине двухтысячных. «Пять миллионов квадратных метров парковок (более 350 000 машино-мест) будут построены в Москве в 2009 году в рамках городской программы «Народный гараж», – сообщил мэр столицы Юрий Лужков в прямом эфире телеканала ТВЦ в мае 2009 года. Летом того же года начали приниматься заявки от граждан на участие в программе «Народный гараж». Первый «народный» гаражный комплекс на 953 машино-места был открыт 10 октября того же года в районе Кожухово.

Основным пунктом программы была фиксированная цена машино-места – 350 000 рублей, вне зависимости от района и местоположения. В мае 2012 года был прецедент по снижению стоимости – на двух объектах в Северо-Западном и Восточном административных округах до 299 000 рублей, но это скорее исключение, чем правило. В 2009 году было полностью построено 138 комплексов, в 2010 году – 92 (из них 24 введены в эксплуатацию), в 2011 – построено 86 паркингов на 31 119 машино-мест. В 2012 году уже введено 14 объектов гаражного назначения общей ёмкостью 4009 машино-мест. Таким образом, по информации ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства», в городе по программе «Народный гараж» москвичи получили 35 359 машино-мест в 101 объекте гаражного назначения.

«Народный гараж» – это многоярусный капитальный объект. Паркинг состоит из двух – восьми этажей и рассчитан на 100 – 500 автомобилей. Специалистами было разработано несколько типовых проектов народных гаражей, каждый из которых представляет собой капитальное строение. Площадь гаража разделена на отдельные машино-места, стен между которыми не возводят. Минимальная площадь машино-места в «Народном гараже» 14 кв. м.

ГУП г. Москвы «Дирекция строительства и эксплуатации

объектов гаражного назначения»

Как это делается?

Для того чтобы стать участником программы «Народный гараж», любой желающий может подать заявку в префектуру. В первую очередь рассматриваются заявки жителей тех районов, где гаражи построены. Но при наличии свободных машино-мест собственником «народного гаража» может стать любой гражданин России. После опубликования проектной декларации нужно прийти в единый центр продаж и заключить договор долевого участия и заплатить взнос. Сейчас заключены договоры с несколькими банками по предоставлению ипотеки на покупку «народного гаража». Строительство комплекса занимает от 6 до 9 месяцев, в зависимости от сложности. После сдачи гаража-стоянки в эксплуатацию, каждое машино-место будет оформляться в собственность в установленном законом порядке. Дальнейшие эксплуатационные расходы составляют 500 – 1800 рублей в месяц, в зависимости от общего количества используемых машино-мест.

Пока стоимость машино-места колеблется на ранее заявленном уровне в 350 тысяч рублей. Но по заявлению генерального директора по информации ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства» Игоря Кузнецова на открытии нового комплекса на Краснопрудной улице 21 сентября 2012 года, скоро начнётся дифференциация стоимости в зависимости от района, сложности конструкции и технического оснащения здания и расположения конкретного машино-места в комплексе. Максимальная цена машино-места не будет превышать 600 тысяч рублей. По словам И. Кузнецова, эти меры будут предприняты в связи с тем, что «Дирекция гаражного строительства» – это коммерческое предприятие, и оно должно получать прибыль не менее 10 % от строительства каждого объекта.

  Автор фото

На самом деле

Одной из проблем для программы является выделение земельного участка под гаражные комплексы. Помимо естественных причин (сложный рельеф, отсутствие необходимой площади, невозможность подведения коммуникаций и т. п.), ограничивающих выбор площадок под строительство, возникают и социальные сложности. В Москве не редки случаи противодействия жителей возведению «народных гаражей». По большей части инициаторами противодействия являются владельцы уже существующих капитальных гаражей, ракушек или просто мест на автостоянках. Людей можно понять, ведь эти объекты нередко являются их собственностью, а в программе не прописано никаких гарантий по сохранению места для автомобиля. Обычно предлагаемые компенсации не позволяют приобрести место в новом комплексе, да и возникает вопрос, куда ставить машину пока идёт стройка. Так в начале 2011 года случился конфликт между двумя гаражными кооперативами в районе Рублёвского шоссе. Один из них отдал свою площадь под строительство нового комплекса в обмен на машино-места, а владельцы соседнего пытались противодействовать строительству из-за опасения потерять свои гаражи.

В некоторых ситуациях граждане отстаивают зоны отдыха, когда гаражные комплексы планируется возводить на территории парков, спортивных или детских площадок. Конфликтная ситуация сложилась, например, при строительстве двух «народных гаражей», расположенных на Краснопрудной и Пантелеевской улицах в ЦАО. Стоимость их постройки превысила заложенную смету более чем в два раза, и Управа проинформировала жителей о предлагаемой стоимости аренды, а не выкупа. Жители подали в суд. В итоге компенсацию расходов взял на себя город, и жители получили машино-места в собственность за оговоренные ранее 350 тысяч рублей.

Вообще, вопрос стоимости остаётся одним из самых острых. Понятно, что в центре проживают более зажиточные горожане, которые могут позволить себе подобные траты. Но вот на окраинах Москвы таких людей на порядок меньше. Ведь это почти та же цена бюджетного автомобиля. Новая классика от Lada стоит до 200 000 руб., а в пределах 350 000 руб. уже можно выбирать из российских, китайских и корейских брендов, не говоря про подержанные машины. Таким образом, народный гараж будет стоить дороже «народных» автомобилей. С другой стороны, стоимость капитальных гаражей на вторичном рынке столицы – того же порядка, комфортабельные версии начинаются от 1,5 миллионов. Ракушки, конечно, дешевле, но никто не даёт гарантии, что даже официально оформленные гаражи будут долго стоять.

Некоторых потенциальных владельцев не устраивает «примитивная» конструкция «народных гаражей». В них неудобно заезжать, негде положить сопутствующие принадлежности, хотелось бы защитить автомобиль от непогоды. Не ко всем комплексам удобно подъезжать общественным транспортом.

Все эти факторы не делают из «народных гаражей» горячие пирожки. В 2010 году была продана только половина от парковочного пространства, построенного в рамках программы. По заявлению Дмитрия Шульцева, пресс-секретаря генерального директора ГУП г. Москвы «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения», на сегодняшний день реализовано 80 % машино-мест в уже построенных комплексах. Но чем больше гаражных комплексов строится, тем меньше ошибок совершают застройщики. Возможно, через некоторое время программа начнёт работать в полную силу. Ведь зарегистрированные в Москве четыре с лишним миллиона автомобилей нужно где-то хранить…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах