Примерное время чтения: 7 минут
2684

Гибнет недопустимо много. Как научиться не нарушать ПДД?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Зарплаты учителей: умножать, а не делить! 28/08/2019 Сюжет Безопасная дорога
Фото: Игорь Харитонов / АиФ

Ответы на вопросы, почему некоторые звёзды перестали гонять по улицам на своих дорогих машинах и что такое съёмка в мыльном пузыре, знают авторы кампании «Однозначно».

Всероссийская социальная кампания «Однозначно» призвана привлечь общественное внимание к основным факторам риска на дороге. Проводит её Госавтоинспекция МВД России при поддержке экспертного центра «Движение без опасности». А участвуют все! На том простом основании, что все мы – участники дорожного движения и вопросы безопасности касаются каждого.

Гибнет недопустимо много

Ежегодно на планете в дорожно-транспортных происшествиях погибает более 1,3 млн человек. Эта статистика не может не вызывать озабоченность. И у России – в первую очередь! Неслучайно именно по инициативе нашей страны в марте 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 2011–2020 гг. «Десятилетием действий по обеспечению без­опасности дорожного движения».

В результате постоянных и активных шагов, предпринимаемых у нас в этом направлении, к 2018 г. смертность на дорогах России сократилась вдвое. Но, как заметил на пресс-конференции, посвящённой старту кампании «Однозначно», замглавы российской Госавтоинспекции полковник полиции Олег Понарьин, 18 тыс. погибших в прошлом году – это всё-таки недопустимо много. Есть цель, возведённая в статус национального приоритета: к 2024 г. снизить число погибших в 3,5 раза, то есть довести показатель до 4 на 100 тыс. населения, а уже к 2030 г. вывести его на нулевой уровень.

Задача очень непростая, амбициозная, и решить её можно, только объединив усилия ответственных ведомств и всех жителей страны. Ведь те самые 13 тыс. жизней, которые нужно сберечь, – это не просто спланированный показатель, не бесстрастная цифра. Это наши жизни и жизни наших детей.

Одни из нас – водители, другие – пешеходы, третьи – пассажиры. Время от времени роли меняются, но это мало влияет на наше поведение на дороге. А ещё мы родители пешеходов, пассажиров и будущих водителей. И уж в этом статусе никак не можем оставаться равнодушными к проблеме безопасности на дорогах. Кампания «Однозначно», которая проводится в рамках федерального проекта «Без­опасность дорожного движения», обращена к каждому из нас. Цель – изменить психологию участников дорожного движения и благодаря этому снизить печальную статистику смертей на дорогах. Это важный, можно сказать, ключевой момент без­опасности. Наше бездумное, а иной раз и безумное поведение на дороге способно нивелировать все усилия Госавтоинспекции.

«Кампания охватит всю страну и все категории участников движения, – подчеркнула масштабность и общественную значимость проекта «Однозначно» президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. – Мы будем говорить о соблюдении скоростного режима и внимательном отношении к дорожным знакам с каждым гражданином – и с детьми, и со взрослыми».

Как переучить водителя

Именно водители не соблюдают скоростной режим, игнорируют реальные дорожные условия и лихо плюсуют к разрешённой скорости нештрафуемые 19 км/ч. Проще говоря, провоцируют большую часть ДТП с тяжёлыми последствиями и ставят под угрозу наши жизни.

Как убедить взрослого, сформировавшегося человека, со своими сложившимися привычками скорректировать поведение на дороге? Разработчики «Однозначно» уверяют, что нужные инструменты у них есть. Взять хотя бы запущенный в соцсетях челлендж #21деньбезнарушений. Челлендж – это серия интернет-роликов, в которых обычно блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в Сети, а затем предлагает повторить задание. В нашем случае звёзды кино, шоу-бизнеса, спортсмены, популярные блогеры и другие медийные персоны, участвующие в акции, обязуются 21 день строго соблюдать ПДД и регулярно делиться с подписчиками положительными эмоциями от каждого правильно прожитого дня.

Почему только 21 день? А потому, что именно за такой срок, по мнению психологов, вырабатывается привычка. И можно рассчитывать на то, что через 21 день ответственных водителей из числа звёзд и тех, кто решит последовать их примеру, станет больше. Соответственно, больше станет порядка на дороге.

Положительный пример и наглядные аргументы часто оказываются гораздо эффективнее, чем, к примеру, усиление штрафных санкций. «Нужно донести до каждого водителя: соблюдать правила следует не потому, что за нарушения наказывают, а потому, что эти правила гарантируют безопасность и вам, и другим участникам движения», – отметил полковник полиции Олег Понарьин.

Шаман не превышает

Для более широкой аудитории в рамках кампании «Однозначно» по трём федеральным каналам будет транслироваться ролик «Знаки судьбы». Колоритный шаман толкует знаки судьбы, полагаясь на пророческий дар, силу духов и максимально размытую формулировку, то есть как вдохновение снизойдёт. Но дорожные знаки он понимает однозначно! Если написано 60 км/ч – это именно 60 и ни на единицу больше. Занимательно, убедительно и остроумно, как намёк на укоренившийся в сознании многих водителей миф о нештрафуемых, а значит, якобы разрешённых +19 км/ч.

В рамках кампании задейст­вованы все возможные каналы коммуникации: радио, телевидение, интернет-ресурсы, печатные СМИ, средства наглядной агитации… Для аудиалов, визуалов и даже для кине­стетиков. Потому что все мы разные, а правила должны соблюдать одинаково и равно демонстрировать культуру поведения на дороге.

Особое внимание разработчики кампании уделяют водителям-родителям. По данным официальной статистики аварийности, за минувший год произошло более 9 тыс. ДТП с участием детей-пассажиров, в которых погибли 380 несовершеннолетних, более 10,8 тыс. получили травмы. И это вина взрослых. Тех, что превышают допустимую скорость, не умеют или не хотят соотносить скоростной режим с дорожными условиями, практикуют опасный стиль вождения, не используют автокресла и удерживающие ремни при перевозке детей… Разработчики кампании проанализировали все причины, все факторы риска и подготовили обширную профилактическую программу.

Пешеход: внимательный или мёртвый

Как некогда заметили Ильф и Петров: «Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты». Автомобилистам есть что на это ответить, но дело не в этом. Мы не собираемся разжигать противостояние между теми, кто едет, и теми, кто идёт. Наоборот! Взаимодействие водителей и пешеходов, взаимное уважение – одно из условий поведения на дороге, напрямую влияющее на безопасность.

Социальное исследование, проведённое в рамках подготовки кампании, свидетельствует о том, что пешеходы слишком безоглядно полагаются на свой приоритет на дороге. Безоглядно – в прямом смысле. Переходя улицу, они продолжают движение машинально, заслонившись от мира капюшонами, наушниками, уставившись в т­елефоны и не обращая внимания на то, что сигнал светофора уже сменился. Случается, что, набирая на ходу сообщения, они отпускают руку ребёнка… Словом, ведут себя как зомби. Для них рядом с пешеходными переходами появятся стенды с призывом «Не становись в один ряд с зомби!». А поскольку привлечь внимание зомби не так-то просто, рядом со стендами будут дежурить консультанты. В парках и других традиционных местах отдыха горожан появится интерактивный аттракцион «Съёмка в мыльном пузыре», наглядно демонстрирующий пешеходам их уязвимость.

Впрочем, скоро вы сами всё увидите, попробуете. Кампания проходит в 15 российских регионах и охватывает все федеральные округа. Результат обязательно будет! Каждый из нас должен понять, что его дорога – это часть общего пути. И неважно, едешь ты по ней или идёшь.

Широкомасштабная социальная кампания «Однозначно» реализуется ГУОБДД МВД России при поддержке экспертного центра «Движение без опасности» в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах