Число жертв автомобильных аварий можно сократить в разы, если начать действовать прямо сейчас! Что нужно сделать и что уже сделано?
Оградить от искушения
Эксперты уверены: если сегодня поставить задачу перед собой, государством и обществом сократить число жертв ДТП, то уже завтра их практически не будет. А значит, и мы, и наши дети будут в безопасности.
Пока же эти показатели вызывают тревогу: в России каждая десятая авария происходит из-за выезда на встречку, каждый второй погибший в аварии ребёнок был пассажиром, а каждый четвёртый - пешеходом.
Казалось, что можно сделать, если подобные аварии случаются сплошь и рядом? Да и в стране, где огромная протяжённость дорог, проследить за поведением всех участников движения на них невозможно: в России построено 50 тыс. км федеральных дорог, 500 тыс. км региональных и более 1,5 млн км муниципальных дорог.
«Для начала необходимо просто не давать водителям выезжать на встречную полосу. Сделать это можно, лишь разделив транспортные потоки, - уверяет глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. - Для этого устанавливаются специальные ограждения. А в некоторых субъектах начался эксперимент по возведению инновационных разделительных конструкций-ограждений из композитных материалов. Они недорогие, при этом им не нужна разделительная полоса, и водители тут же начинают рефлекторно держать машину в своей полосе. Более того, они не дают возможности для разворота там, где хочется, ведь именно так случается значительное количество ДТП. Мы на практике поняли, что, если поставить любые ограждения, даже самые недорогие, то аварии на встречке сократятся в разы. При простой разметке всё равно находятся те, кто готов рискнуть и выехать, чтобы обогнать или развернуться. Подобные искушения нужно пресекать. И мы это делать уже начали - в местах, где потоки уже разделены, смертность сократилась на 90%!»
По словам главного автоинспектора, такой же эффект дают системы фиксации дорожных нарушений. «Сегодня в России работает 9 тысяч стационарных, 3,8 тысячи передвижных и 656 мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений, - продолжает М. Черников. - Водители уже знают, что камеры фиксируют даже то, вовремя ли они остановились, чтобы уступить дорогу пешеходу. К тому же, подъезжая к камере, человек начинает думать, как он до этого ехал, вспоминает правила и старается перед системами фиксации показать: он знает ПДД».
Остановись, родитель!
Но всё-таки эксперты склоняются к выводу, что эффективнее не переучивать уже опытных водителей, а готовить правильно будущих. Например, начиная с самого юного возраста, с семьи.
«Ещё до школы родители должны детям показывать на своём примере уважительное отношение к ПДД. И уже потом, на примере своих близких, с этим пусть и небольшим, но багажом дети начнут постигать правила безопасного поведения на дороге, - считает замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина. - Например, сейчас в школах проходят уроки дорожной безопасности, активно развивается движение юных инспекторов (в нём уже 300 тысяч школьников). В форме игры ребята учатся уважительному отношению на дороге. И знаете что мы заметили? Что постепенно у детей, а значит, у будущих водителей, и мысли не возникает проигнорировать зебру, пойти на красный свет, перебежать перед движущейся машиной. Мы стараемся, чтобы постепенно подобное обучение было внедрено в абсолютно все школы страны».
Кстати, обучение и настоящих, и будущих водителей уже даёт свои плоды. Так, за 10 лет сотрудники госавтоинспекции успели реализовать говорящие сами за себя акции: «Выпил - не заводись!», «Пешеход, на переход!», «Право пассажира», «Засветись!», «Автокресло - детям!», «Дистанция», «Навстречу безопасности», «Сложности перехода». Эти акции проводил Российский союз автостраховщиков при поддержке экспертного центра «Движение без опасности».
«Последним результатом мы особенно гордимся. Ведь статистика детской смертности из-за безрассудных, а порой преступных действий водителей самая неутешительная: каждый второй погибший ребёнок в 2017 г. был пассажиром», - уточняет Михаил Черников.
Но тем не менее, по его словам, всё чаще причиной гибели и травмирования несовершеннолетних в ДТП становится даже не отсутствие детского удерживающего устройства, - по статистике, только в 13% случаев гибели дети-пассажиры перевозились без детских автокресел или непристёгнутыми ремнями безопасности. Основная причина аварий, повлёкших гибель детей-пассажиров, - несоблюдение скоростного режима.
«Фактически это свидетельствует о том, что даже присутствие ребёнка в салоне автомобиля не останавливает родителей-водителей от грубых нарушений ПДД, не делает их более ответственными и осторожными, - возмущается глава службы. - А ведь обеспечение безопасности детей на дорогах - это прямая обязанность родителей. Но порой взрослые об этом забывают».
В этом же убеждён и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков: «Только собственный пример родителя покажет детям, что нужно соблюдать правила. Посмотрите, как часто родители сами бегут на красный свет и тащат за собой ребёнка. Естественно, он будет думать, что такое поведение приемлемо. А если взрослые будут демонстративно с детьми ждать зелёного цвета светофора, даже если остальные люди это игнорируют, будьте уверены: у таких детей и мысли не возникнет нарушать ПДД».
Напомнить родителям об этом сотрудники Госавтоинспекции пытаются через социальные сети. Так, они призывают родителей поделиться своими примерами обучения детей правилам безопасного поведения на дороге через размещение фото- и видеоматериалов с хештегом #НаучиРебёнкаПДД в любых социальных сетях: VKontakte, Facebook или Instagram.
В конце лета автоинспекция определит авторов лучших работ и вручит им подарки.
Не молчи!
Но останавливаться на обучении родителей и их детей инспекторы не собираются.
«Так или иначе каждый гражданин может предотвратить возможные аварии в будущем, - заверяет руководитель Госавтоинспекции. - Мы постоянно призываем людей не оставаться равнодушными к нарушителям Правил дорожного движения, своевременно сообщать в полицию о водителях, которые ведут себя на дороге неадекватно, управляют автомобилем в нетрезвом состоянии. Сотрудники готовы тут же отреагировать на нарушения».
Более того, ГИБДД борется с автохамами, которые на первый взгляд ничего не нарушают, но могут стать причиной аварий или стычек на дорогах.
Как отмечают сами автоинспекторы, агрессия одного порождает агрессию других. Для борьбы с этими фактами на рассмотрении Госдумы находятся проекты федеральных законов, касающихся административной ответственности за опасное вождение и введения наказания за систематическое нарушение ПДД.
«Но помимо вышеперечисленного, очень важно, как тема дорожной безопасности подаётся в СМИ, кино и рекламе, - добавляет В. Лысаков. - Меня огорчает, что пока у нас мало социальной рекламы на этот счёт. Я считаю, что ролики воздействуют на людей эффективнее, чем, например, ужесточение наказания. К тому же я убеждён, что мы должны и в фильмах показывать правильное поведение героев. Например, сел он в машину - тут же пристегнулся. Это секунда, но на подсознательном уровне такая модель поведения сохраняется. А значит, только так, поэтапно, мы можем воспитать в будущем дисциплинированных водителей. Лишь такие понимают, что любое лихачество - угроза не только их жизни, но и жизни других людей».