Окно в Европу прорубил еще Петр I, теперь же в России есть и ворота в Азию. Трасса М-12 «Восток» — первая магистраль, которая ведет от прямо от Москвы не к северной столице и не к теплому морю, а вглубь страны. На Восток.
Корреспондент aif.ru незадолго от открытия проехал по всей длине участка от Москвы до Арзамаса и сам себе ответил на девять главных вопросов, которые заинтересуют любого водителя.
Чем трасса М-12 «Восток» отличается от тех шоссе, которые есть в этом направлении?
Практически всем. На первых десятках километрах от Москвы это три ряда в каждую сторону, далее до Арзамаса — два ряда. Ширина каждого — по 3,75 метра, общая ширина каждого направления, с учетом барьерного ограждения — 11 метров, а всей трассы с земляным полотном — 25 метров. Ни единого перекрестка или светофора. Ограничение скорости на всем пути 110 км/ч, причем есть возможность для увеличения этого лимита. Дорожное полотно ровное, все изгибы — плавные. Автомагистраль получилась настолько удобной для водителя, что главная опасность — не уснуть от пресыщения комфортом.
Исторически сложилось, что на Запад из Москвы идут очень хорошее Новорижское шоссе и вполне добротная Минка. На Север — М-11, на юг — М-4 и соотносимое с «Доном» Симферопольское шоссе. В восточном направлении ничего подобного до сих пор не было.
Сколько стоит проезд по этой трассе?
Плата за проезд по трассе М-12 от Москвы до Арзамаса для легковых авто составит около 2,8 тыс. рублей, до Мурома — 2,1 тыс. руб. Тарифы зависят от времени суток и дня недели, актуальную стоимость можно уточнить на сайте ГК «Автодор». Оплачивать можно транспондером или на сайте ГК «Автодор» в течение пяти дней после поездки. Пунктов взимания платы и шлагбаумов на магистрали нет, реализована знакомая по ЦКАД система «Свободный поток» — камеры считывают госномера машин, датчики классифицируют их тип, автоматика сама формирует счет. То есть тратить время на остановку на въезде на магистраль и при выезде с нее, ждать в очереди не надо. Пока за каждый участок дороги надо платить в отдельности, в перспективе будет приходить единый платеж за все пройденное расстояние. Говорят, тем, кто поедет далеко, сделают скидку.
Заправки будут?
По плану через каждые 50 километров на трассе будут многофункциональные комплексы: заправки, кафе, туалеты, душевые, прачечные самообслуживания, спортивные и детские площадки, беседки, а также небольшие отели. Каждая такая зона размером с футбольный стадион. Всего на М-12 «Восток» их предусмотрено 32 штуки — по 16 в каждом направлении движения. Пока работают только некоторые из них — места для остальных были заняты строителями. После того как дорожники окончательно уйдут с трассы, на этих местах возведут все необходимое. Где-то уже есть полноценные комплексы (например, на 173-м км), где-то пока стоят контейнерные АЗС. Но заправиться есть где уже сейчас.
На трассе есть связь?
В ГК «Автодор» аккуратно говорят, что всю инфраструктуру для размещения оборудования сотовых операторов связи они приготовили. По факту позвонить по телефону можно практически из любой точки, а вот мобильный интернет есть далеко не всегда — музыку в дорогу лучше скачать заранее.
Трасса проходит через населенные пункты?
Нет, ни одного перекрестка или населенного пункта на трассе нет. Даже в ближнем Подмосковье, где плотность жилья максимальна, удалось пройти мимо всех городов, поселков, сел и деревень. В тех местах, где рядом есть жилье, установлены шумозащитные экраны. И все полотно дороги огорожено забором, чтобы лесные звери не могли выйти перед машинами. В трех местах, где магистраль пересекает многолетние тропы зверей, устроены переходы для животных: два под полотном трассы и один над ним.
На отрезке от Москвы до Арзамаса предусмотрено десять транспортных развязок. Специалисты посчитали, что этого достаточно для удобного доступа к дороге.
Какие еще услуги получит человек, заплативший за проезд?
Кроме экономии времени — в некоторых случаях кратного — и удобства, главное достоинство новой трассы в ее безопасности. Считается, что вероятность попасть в ДТП здесь будет в полтора-два раза ниже, чем на другой аналогичной дороге. Для этого здесь установлена целая система камер, датчиков, информационных табло. Все информация стекается в единый центр, там ее обрабатывают и, если возникает какая-либо опасность, принимают все меры, чтобы ее устранить. Камеры «видят» все 100% протяженности трассы. Если где-то останавливается или медленно едет машина, на дороге появляется пешеход или возникает любая другая нештатная ситуация, предупреждения об этом выводят на информационные табло, чтобы водители, приближающиеся к потенциально опасному месту, были готовы, снизили скорость и проявили особое внимание. Все оборудование и программы этой системы исключительно отечественные. Если оператор видит, что для разрешения внештатной ситуации нужна помощь аварийных комиссаров, он направляет ближайший экипаж в эту точку. Норматив прибытия — 15 минут. Специалисты оградят сломавшуюся машину, обеспечат ей физическое прикрытие. А дальше будут разбираться с проблемой: помогут заменить колесо, привезут бензин, если он закончился.
Какие есть «фишки» у новой трассы?
Их довольно много, одна из них — вантовый мост через Оку напротив Мурома на границе Владимирской и Нижегородской областей. Его построили с опережением графика: только возведение пилонов заняло 4 месяца вместо плановых десяти. Пока строили мост, сюда привозили на экскурсии студентов профильных вузов и техникумов, местных школьников. Снимали видеопособия — удалось самим реализовать все технологии строительства вантового моста, свести к минимуму долю импортных материалов. Самая большая сложность была как раз с вантами — канаты для них приходилось вести из-за границы. Но накануне открытия подрядчик, поставлявший металл для строительства моста, представил собственные канаты. Пока что испытания еще не окончены, но судя по предварительным результатам, теперь мы и эти материалы можем изготавливать самостоятельно, достигая полного технологического суверенитета и в этой области.
Дорога нужна только москвичам или в городах, рядом с которыми пройдет трасса, ее тоже ждут?
Ее очень ждут все. До сих пор дорога из того же Мурома в столицу превращалась в целое событие, обернуться за один день было довольно трудно. Теперь же 1,5 часа комфортной езды — и ты на месте. Проще будет попадать и в областные центры. С началом движения по М-12 «Восток» связывают активное развитие внутреннего туризма. На берегу Оки во Владимирской области уже запланировали создание тематического парка. А это — новые рабочие места, налоговые отчисления и повышение качества жизни небольших городов, расположенных вдоль новой дороги.
Дорога пришла в Арзамас. Что дальше?
По планам в декабре М-12 дойдет до Казани. Затем, в 2024 году — до Екатеринбурга. С открытием движения по М-12 до Казани путь из Москвы в столицу Татарстана займет всего 6,5 часов. Дальше точных сроков строительства еще не установлено. В перспективе — хоть до Владивостока. Пока же основная задача соединить Балтийское море с Уралом высокоскоростной и очень удобной дорогой без светофоров, перекрестков и зон 60 км/ч. Путь через М-11 «Нева», Московский скоростной диаметр и М-12 «Восток» станет частью транспортного маршрута «Россия».