Автовладельцам сложно купить новые машины, они платят налог за проезд по городу, и их безжалостно штрафуют.
27-летний Сун Хэймай страшно рад - еле на ногах стоит. Кажется, он даже немного «принял на грудь» в честь прекрасной новости. Час назад этот житель Пекина вовсю позировал фотографам и объяснял, как счастлив, - ведь скоро он сядет за руль собственной машины. «Просто повезло, - говорит будущий водитель. - Я не рассчитывал, что получу приз, и все мои родственники отказывались верить». Сун Хэймай стал одним из нескольких тысяч победителей государственной лотереи в Пекине, дающей право… получить автомобильный номер. Только после этого в столице КНР можно поехать в автосалон и приобрести средство передвижения: в свободной продаже номеров отныне нет. Ежегодно лотерея выдаёт 10 тыс. номеров, хотя количество желающих - в пятьдесят раз больше. Ограничение автомобильного движения в России - это цветочки, в Китае с пробками борются без сантиментов, драконовскими методами. Обозреватель «АиФ» попытался разобраться: насколько это и в самом деле помогает в борьбе с заторами?
Запрет для грузовиков
- Последней каплей стали события 2010 г., когда в Пекине образовалась гигантская 100-километровая пробка, рассосавшаяся только через 9 дней, - рассказывает обозреватель телеканала CCTV Ван Лао. - Это событие вошло в Книгу рекордов Гиннесса, были уволены десятки чиновников, а китайские власти приняли решение: подобная катастрофа не должна повториться. Ведь наше население составляет почти 1,5 млрд человек. Представьте, если хотя бы 10% захотят явиться в Пекин на личном транспорте - случится полное безумие. И столица КНР, и Шанхай, и прочие города-миллионники погрязли в пробках, люди 3 часа ехали на работу и потом 3 часа домой, но при этом упорно отказывались пересаживаться на метро, ведь машина - это престижно. Правительство объявило об инвестировании 500 млн долл. в строительство новых развязок. Увы, было ясно - город они не разгрузят. Автомобилей в столице всё больше - никакие развязки не помогут.
После разговора я прошу китайского коллегу подкинуть меня до улицы Ванфуцзин, он краснеет, извиняется и разводит руками: согласно закону частные автомобили только 4 раза в неделю могут въезжать в центр Пекина. Скажем, в понедельник это запрещено тем, чей номер заканчивается на 7, во вторник - на 8, и так далее. На дорогах не видно фур и тяжёлых грузовиков - им разрешён въезд в столицу лишь с 23.00 до 6.00. Оправдания в духе «на минутку, нужно срочно разгрузить» здесь не работают. Машинам из других городов просто так приехать в Пекин нельзя: водителям следует заранее подать заявку в полицию по электронной почте и получить пропуск, иначе оштрафуют на 500 юаней (4250 руб.). Хотя, как заверили меня в мэрии столицы КНР, в какие-то периоды иногородним авто можно погостить в городе и без пропуска, но не в часы пик. «Будь у нас такая же вольница, как в крупных городах России, Пекин встал бы намертво, - мрачно заверяет чиновник городской администрации. - На вертолётах на работу бы добирались». Парковка - всюду платная и дорогая: минимум 120 руб. в час в пересчёте на нашу валюту. Отдельные полосы выделены для движения автобусов, другие водители боятся туда заезжать - штрафуют жесточайше, при втором нарушении сумма штрафа увеличивается вдвое. За движением следят тысячи видеокамер - шофёры называют их «драконы на шоссе».
Платный въезд в центр
- Люди сперва были крайне недовольны, - признаётся один из владельцев парка такси Хэпин Мянь. - Ты привык удобно сидеть за рулём, а тебе говорят: или плати, или пересаживайся на общественный транспорт. Но выбора не было. Число горожан в Пекине неуклонно увеличивается, количество машин - аналогично, стало модно иметь по автомобилю на каждого члена семьи. Ещё 5 лет, и мы жили бы не в городе, а в пламени преисподней. Когда ввели платные эстакады в Пекине, едва до революции не дошло: неужели в собственном городе в дальние районы добираться за деньги? Сейчас, если заметили, водитель такси сам спрашивает: вам как лучше, заплатить и сразу из центра по шоссе в аэропорт либо тащиться 1,5 часа с окраины по пробкам? В Пекине шесть транспортных колец, и скорость на них - 60-100 км/ч, в редких случаях падает до 30. Прежних чудовищных заторов больше нет. Да и экологическая обстановка улучшилась - прежде над мегаполисом висел сплошной смог.
Пекин разгрузили
В Пекине проживает 21 млн 705 тыс. человек. Тем не менее даже в часы пик ехать по Пекину хоть и сложно, но в «мёртвые» пробки я ни разу не попадал.
«Здесь машину иметь нет смысла», - признаётся бизнесмен средних лет - недавно он продал автомобиль и ездит в офис на велосипеде. Города по всей республике перенимают пекинский опыт: например, в Шанхае заменили лотерею аукционом: хочешь машину быстро - выкупи свой номер дороже. В Сиане ввели программу «Доберись до работы на метро» - бесплатный билет в подземку для каждого владельца автомобиля, оставившего утром свою машину в гараже.
Метод Китая, мягко говоря, специфичен. Опыт «управляемых» пробок в Пекине, наверное, не всем подходит, и вслепую его копировать не стоит. Но вот присмотреться, несомненно, следует.