Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий отмечается в третье воскресенье ноября в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Первым подобное мероприятие провёл британский благотворительный фонд помощи жертвам ДТП RoadPeace, который отмечает дату с 1993 года ( в Европе это был самый трагичный год – на дорогах погибло почти 50 тысяч человек).
На протяжении многих лет организации, присоединившиеся к Европейской федерации жертв ДТП, отмечали этот день как Европейский день памяти жертв ДТП. В 1998 году День памяти вышел за пределы Европы и появился на других континентах, а в 2005 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН призвала все страны-члены признать Всемирный день памяти жертв дорожных аварий, выпустив Резолюцию № A/RES/60/5. В ней предлагается в этот день почтить память жертв дорожно-транспортных происшествий и выразить соболезнования членам их семей.
Всплеск аварийности на дорогах пришёлся на начало 90-х годов двадцатого века. К этому моменту резко возросло количество автотранспорта. К этому оказались не готовы ни люди, ни дороги, ни сами создатели автомобилей. За прошедшие тридцать лет в цивилизованных странах было заменено практически всё дорожное полотно, автомобили строятся с соблюдением требований безопасности, которые с каждым годом ужесточаются. Автовладельцы стали также более разборчивы и предпочитают более безопасные машины, хотя за них приходится чуть больше платить. Множество социальных программ и введение ограничительных законов привело к тому, что количество жертв ДТП стало уменьшаться. Но всё равно, человечество теряет слишком много.
Ключевые факты | |
---|---|
Около 1,3 миллиона человек умирают каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий. 20–50 миллионов человек получают травмы, многие из которых ведут к потери трудоспособности. Дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смерти среди молодых людей в возрасте 15–29 лет. 25-летние составляют более 30 % погибших. Из них более трети – мужчины. Почти половина (46 %) из тех, кто умирает на дорогах мира, являются «уязвимыми участниками дорожного движения»: пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. Если ситуация кардинальным образом не изменится, в 2020 году может погибнуть около 1,9 миллиона человек. |
Факторы риска
Увеличение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью последствий аварии. Пешеходы имеют 90 % шансов выжить при столкновении с автомобилем, если его скорость мене 30 км/ч. Шанс выжить составляет 50 % при скорости около 45 км/ч.
Ношение мотоциклетного шлема может снизить риск смерти почти на 40 %, а риск тяжёлой травмы более чем на 70 %.
Ремни безопасности и детские удерживающие устройства
Использование ремней безопасности снижает риск смертности для водителя и пассажира переднего сиденья на 40–50 %. Для пассажиров на заднем сиденье вероятность колеблется в промежутке 25–75 %.
При правильной установке и использовании детских удерживающих устройств снизить смертность среди младенцев можно на 70 %, а смертность среди маленьких детей в пределах от 54 % до 80 %.
Увлечение водителями мобильными телефонами и другими гаджетами во время процесса управления может привести к ухудшению реакции (в частности, замедленное торможение или остановка на светофорах), нарушению способности держать нужную полосу и сокращению дистанции. Вероятность аварии возрастает в 4 раза.
Ситуация в России
В России, по данным статистики, только за этот неполный год в ДТП погибли более 23 тысяч человек и были ранены свыше 216 тысяч. Причём большинство погибших в авариях – молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Причины дорожных аварий прежние: более 80 % автоаварий происходит по вине водителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения. Среди самых распространённых причин – превышение скорости, выезд на полосу встречного движения и нарушение правил проезда перекрёстков.
Одной из компаний, борющихся за уменьшение количества жертв на дорогах, является Объединение общественных организаций «За безопасность на дорогах». В него входят АНО «Движение без опасности», АНО ЦПБДД «Вежливый водитель», НП «МОАШ», НП «Гильдия автошкол», Межрегиональная общественная организация «Федерация автовладельцев России», общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов», НП «Автоледи», экспертный центр «Пробок.нет», межрегиональная профсоюзная организация «Таксист».
В этом году во Всемирный день памяти жертв ДТП объединение «За безопасность на дорогах» призывает граждан вспомнить обо всех погибших в автокатастрофах. 18 ноября ровно в 16 часов все неравнодушные автомобилисты, соблюдая ПДД, включат на пять минут аварийную сигнализацию, чтобы почтить память тех, кто стал жертвой дорожных происшествий по своей или чужой вине.
Акция стартует в 16 часов 00 минут и завершится в 16 часов 05 минут 18 ноября 2012 года.