Масштабы проблемы можно оценить, если обратиться к сухим фактам: в прошлом году на дорогах России произошло 21970 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В них было ранено 22785 детей и 1018 погибли. Только цифры не могут передать всю боль, которая связана с такими авариями. Ведь каждый ребенок, погибший или пострадавший на дороге, это НЕ случившаяся судьба. Если задуматься, более тысячи погибших детей, это практически ДВЕ школы, парты которых остались пустыми.
Совсем недавно таких потерянных судеб было больше. В прошлом году получили ранения 24707 маленьких участник дорожного движения, 1116 погибло, а годом ранее – 25720 и 1276.
Такая положительная динамика результат действия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Особое место в ней занимает работа с подрастающим поколением. Специальные детские автогордки позволяют наглядно, и главное безопасно, моделировать различные дорожные ситуации, позволяя закреплять устойчивые модели безопасного поведения на дороге. Разумеется, этого недостаточно, необходимо активно сотрудничать с образовательными учреждениями. Однако, «… Работа с министерством образования идет тяжело, школы выделяют мало часов для обучения правилам дорожного движения», - отметил начальник отдела ДОБДД МВД России Владимир Кузьмич Шевченко. Проблема в большой учебной загрузке учеников. Выход – в создании интегративных курсов, когда знания о правильном, безопасном поведении на дороге включаются в программу других образовательных предметов. Такой эксперимент проводится на базе одной из московских школ.
Несмотря на все сложности, работа с подрастающим поколением дает результаты. За первые 4 месяца 2009 число ДТП, связанных с нарушением правил дорожного движение детьми сократилось на 21.1%! Подробный анализ статистики дорожно-транспортных происшествий позволил выявить самые опасные для детей часы. Это периоды с 7 до 9 утра, когда ученики идут в школу, с 13 до 14 часов, когда они возвращаются домой. Особого внимания заслуживает пик с 18 до 20 часов, когда дети должны, по логике, быть под присмотром своих близких. Тем не менее, именно в этот период наблюдается наибольшее число аварий с участием детей и подростков. Статистика по дням недели также неутешительна – наибольшее число трагедий приходится на субботу. Только за 4 месяца 2009 года в субботу погибло 40 человек. Это на 22,5% больше, чем в самый аварийно опасный будний день. О недостатке внимания со стороны взрослых к подрастающему поколению говорит и возраст детей, погибших в автоавариях. Наибольшее число погибших в 2009 году было младше 7 лет. Второе место этого печального рейтинга – возрастная группа 10-14, когда подросток в меньшей степени контролируется родителями.
Если обратиться к географическому аспекту, то наибольшее число ДТП, повлекших смерть ребенка в 2008 году произошло в Московской области – 58, на втором месте Республика Татарстан (37 погибших), на третьем – Краснодарский край (35 погибших). За период с января по апрель 2009 года картина изменилась. Наибольшее число аварий с трагическим исходом произошло в Чеченской республике и Краснодарском крае. В обоих регионах в ДТП погибло по 10 детей. Третье место у Ленинградской области и Санкт-Петербурга (8 погибших).
Чаще всего дети пешеходы гибнут из-за перехода проезжей части в неустановленных местах, неожиданно выходя на дорогу из-за препятствий или в результате игры на или вблизи проезжей части.
Особняком стоят случаи, когда трагедия происходит в результате невнимательности взрослых. За 4 месяца текущего года произошло 3 случая, когда ребенок залезал под автомобиль. Родитель трогался с места и… Никакая статистика не может передать боль человека, собственноручно погубившего своего ребенка. А ведь это тоже поломанные судьбы. А иногда и оборвавшиеся. В Омске водитель не справился с управлением и врезался в ограждение моста через Иртыш. В результате аварии погиб находившейся в машине ребенок. Когда мужчина понял, что произошло, он покончил жизнь самоубийством, бросившись с моста
Владимир Кузьмич Шевченко, начальник отдела организации межведомственного взаимодействия и пропаганды БДД ДОБДД МВД России, полковник милиции
- Сложилась парадоксальная ситуация. Дети, зачастую знают правила дорожного движения лучше своих родителей. При этом они остаются заложниками действий взрослых. И на дороге, и в машинах родителей. Пренебрежение правилами дорожного движения, ремнями безопасности, вождение в нетрезвом виде приводят к детскому дорожно-транспортному травматизму. . На фоне снижения общего числа ДТП с участием детей, сохраняется слабая динамика в отношении детей-пассажиров. В 2008 году произошло 8051 дорожное происшествие с участием детей-пассажиров, это едва ли не половина от общего числа аварий