Треть всех аварий в России происходит из-за плохого состояния дорог — такой вывод содержится в отчёте ГИБДД за первый квартал текущего года. Развалившийся асфальт, неправильная разметка, не огороженные ремонтные участки, а также неубранный снег и лёд ежегодно уносят жизни 7 тысяч человек. Однако борьба за безопасность дорожного движения чаще всего сводится к увеличению штрафов для водителей. Возможно, ситуация изменится, когда в Уголовном кодексе появится статья, предусматривающая ответственность за несоблюдение установленных законом требований содержания автомобильных дорог. А фирмы-однодневки, производящие некачественный ремонт полотна, будут наказываться конфискацией имущества. С такой идеей в интервью «Российской газете» накануне выступил замминистра внутренних дел, генерал-полковник юстиции Александр Савенков. Поможет ли специальная «дорожная» статья УК сделать российские трассы безопаснее? На этот вопрос АиФ.ru отвечают юристы, депутаты и общественные деятели.
«За»
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР): «Это абсолютно разумная идея. В конце-концов, если у нас на дорогах гибнут люди, кто-то же должен нести за это ответственность. Главное, чтобы не было как в 37 году, когда всех подряд хватали и расстреливали. Нужны чёткие критерии, нужно понимание того, кто за что отвечает. Вот это нужно уже смотреть и обсуждать подробно, но сама идея мне очень нравится. Давайте вспомним, как в начале года на МКАД погибло 12 человек из-за того, что дорожники не обозначили разметкой бетонные блоки в левом ряду. В таких случаях поднимается общественный резонанс, начинается лихорадочный поиск ответственных, анаходят "стрелочников". Потому что нет понимания, кого нужно наказывать на самом деле. Это должно регулироваться специальной статьёй УК».
Вячеслав Лысаков, зампредседателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству: «Такая идея имеет право на существование. Если учесть, что у нас свыше 20 % аварий происходит из-за плохого состояния дорожного покрытия, то, конечно, нужно повышать ответственность не только для водителей, чем мы всё время занимаемся, но и для дорожников. Однако хочу заметить, что и сейчас ничто не мешает Следственному комитету взяться за управляющие компании, небрежно относящиеся к своим обязанностям. Напомню, что в Уголовном кодексе существует статья за халатность, повлекшую смерть или причинение вреда здоровью. А в последних поправках к Административному кодексу штраф для юридических лиц, ответственных за состояние дорог, вырос до 300 тысяч рублей. В общем, если это предложение будет оформлено как законодательная инициатива, то мы его рассмотрим. Но, повторюсь, нерадивых дорожников и сегодня можно бить рублём и наказывать тюремным сроком».
Пётр Шкуматов, координатор «Синих ведёрок»: «Попадание в точку, готов подписаться обеими руками. У нас, правда, есть уголовная статья, предусматривающая наказание за преступную халатность. Её можно "навесить" всем: дорожникам, космонавтам или дворникам. Но именно из-за своей растянутости и расплывчатости эта статья не работает. Так говорят сами следователи. Чтобы она заработала, нужно её персонализировать. Так что это очень важная и полезная инициатива. По моей личной статистике, основанной на статистике ГИБДД, у нас до 70 % ДТП происходит из-за плохих дорог. Не всегда это первоочередная причина, но почти всегда сопутствующая. Да, водитель нарушил правила, но если бы отбойник был на месте или состояние обочины соответствовало регламенту, он бы остался жив».
«Против»
Сергей Асланян, радиоведущий, автоэксперт: «Всерьёз обсуждать то, что наговорил генерал-полковник, невозможно. Он предлагает ввести уголовную статью за плохое содержание дорог и арестовывать счета фирм-однодневок. Но фирмы-однодневки на то и однодневки, что исчезают раньше, чем дорога начинает разваливаться. И наказывать некого, и арестовывать счета не у кого, и что делать, вообще непонятно. Именно в этом заключается проблема, а не в том, что статьи, по которой посадить, нет. Так что господин Савенков просто дал понять, что он думает над этой проблемой в рабочее время. Безусловно, похвально, но для профессора юриспруденции такие неконкретные заявления звучат несолидно».
Алексей Дозоров, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов: «Думаю, что это уже избыточная мера. И в УК, и в КоАП присутствуют статьи, по которым можно привлечь строителей, архитекторов и так далее. Дорога — такой же объект, как, скажем, дом. Почему бы тогда не ввести отдельные статьи для железнодорожников, метростроевцев и т. д.? У каждого будет своя собственная статья УК, но это же абсурд. Не нужно умножать сущности без необходимости. Нужно лучше работать в рамках действующего законодательства, расширять правоприменительную практику».
Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автовладельцев: «Перебор, у нас и так целая глава в УК есть, посвящённая нарушениям безопасности в области дорожного движения. Так что вопрос не в том, как посадить, вопрос — кого? Дорожное строительство — это настолько коррупционноёмкая отрасль, что концов там никогда не найти. Арендаторы, субарендаторы — все причастны, но никто не виновен. Ухабы, ямы и пострадавшие водители есть, но ответственных за это не сыщешь. И я понимаю почему: сложившаяся там олигополия настолько могущественна, что трогать её никто не решается. Так что это просто популистское заявление от новоиспечённого замминистра внутренних дел, не более».