Полезно ли для машины тормозить двигателем?
О том, как правильно беречь мотор и трансмиссию, а также тормозные механизмы, рассказывает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
Колодки на современных автомобилях выхаживают не слишком долго. На передних дисковых тормозах они держатся примерно 50 тысяч километров, а на задних барабанных около 100 тысяч. Но хорошие водители увеличивают срок службы колодок почти на треть. Для этого используется старый прием — торможение двигателем.
Последовательно переключать передачи
Еще на заре автомобилестроения торможение двигателем считалось чуть ли не основным. Грамотный переход с высших передач на низшие в механической коробке позволял избавить от лишних нагрузок тормозные механизмы, которые в прошлом веке были ненадежны. Сейчас это тоже актуально, так как тормоза стали слишком мощными, и хорошая гидравлическая система при экстренном использовании так сжимает диски, что значительно вырабатывает материал колодок. Поэтому чем меньше топчешь педаль, тем лучше.
Лучше всего приспособлена для торможения двигателем механическая коробка передач. Она надежна, неприхотлива и способна переносить высокие нагрузки.
«Тормозить двигателем не только можно, но и полезно для автомобиля, — рассказывает Субботин. — Главное делать это без рывков и плавно, последовательно переключая передачи с высшей на низшую. Нельзя перескакивать через две и более передачи. Тогда нагрузки на трансмиссию будут в рамках нормативных величин и не повлекут снижения ресурса мотора и трансмиссии».
Технология торможения мотором проста. При закрытии дроссельной заслонки автомобиль «повисает» на трансмиссии. Чем выше обороты мотора, тем сильнее происходит замедление. Лучше всего машина тормозит, когда стрелка тахометра висит в пределах 4-5 тысяч оборотов. Поэтому при отпускании педали газа на 80 км/ч можно включать третью передачу, а на 60 км/ч уже вторую. Тогда замедление будет заметным, а нагрузка на механику не очень сильной и даже меньшей, чем при интенсивных разгонах в положении акселератора «в пол».
Три причины забыть про колодки
«Торможение двигателем полезно по трем причинам, продолжает Субботин. — Во-первых, езда на передаче при плавном замедлении помогает экономить топливо, нежели чем его жечь в бесполезных циклах „разгон-торможение“.
Во-вторых, лучше работает вакуумный усилитель. Тормоза при необходимости будут схватывать лучше. Ну и третья причина — это хорошая смазка мотора и трансмиссии».
При высоких оборотах масляный насос работает в полную силу и прогоняет масло через все скрытые каналы. Силовой агрегат прекрасно смазывается и происходит его дополнительное охлаждение. Снимаются локальные перегревы, вызванные дефицитом смазки, который всегда наблюдается при долгом движении на высшей передаче.
Поэтому полезно время от времени взбадривать мотор торможением перед светофором последовательным перебором передач вниз. А на первой передаче, когда машина замедлилась до скорости пешехода, ее можно зафиксировать штатными тормозами.