Почему нельзя постоянно держать ногу на педали сцепления?
Нередко начинающие водители стараются упростить общение с механической коробкой передач. Они выжимают педаль не до конца, а в дальней дороге не утруждаются переносить башмак на специальную площадку. К чему это может привести?
Механическая коробка при всей ее надежности и высоком ресурсе работы обладает рядом слабых мест. В первую очередь это сцепление. Оно состоит из дисков, пружин, выжимного подшипника, рычагов и многих других механизмов. В отпущенном положении педали диски сцепления находятся в рабочем состоянии и плотно сжаты пружинами. Технический узел передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии.
Для смены ступеней коробки приходится кратковременно выжимать педаль и размыкать диски. Тогда входной вал коробки отсоединяется от коленвала двигателя, и в этот момент можно поставить нужную передачу. После этого педаль сцепления возвращается на свое место, а ногу необходимо убрать на специальную площадку для отдыха.
Однако некоторые водители оставляют ногу на педали и ездят так постоянно. Свои действия они оправдывают тем, что в случае опасной ситуации быстрее удастся выжать сцепление для экстренного торможения. Другие же просто боятся промахнуться и перепутать педали. Однако экстренных ситуаций не происходит месяцами, а нога по-прежнему остается на педали.
Отчасти этот навык вырабатывается в автошколах. Инструкторы даже учат удерживать башмак на сцеплении для регулирования скорости при предельно низких оборотах мотора. К примеру, по площадке необходимо проехать со скоростью в 3 км/ч, а машина при отпущенной педали сразу разгоняется до 10 км/ч. Инструкторы советуют периодически размыкать диски сцепления до конца и возвращать обратно, чтобы не дать автомобилю разгоняться. Но новички вместо размыкания лишь чуть-чуть продавливают педаль, заставляя диски лишь немного разжиматься и тереться друг о друга. Момент от мотора передается наполовину, и машина действительно едет медленнее. Остальная энергия уходит в трение дисков и преобразуется в тепло.
Узел сильно греется и со временем выходит из строя. Для учебных машин это не беда. Инструкторы их не чинят, им нужно лишь быстро обучить людей проходить полигон, отправить на экзамены и принять новую партию учеников. Истрепанные автомобили после истечения гарантии отправятся на продажу.
Однако если выпускники-водители будут так же ездить на собственных автомобилях ежедневно, то проблем с техникой не избежать. Дело в том, что в отличие от дешевых ученических аппаратов современные автомобили уже оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Оставленная на педали нога передает усилие в гидравлику, а она многократно усиливает его и давит на вилку, рычаги и выжимной подшипник. Диски немного отстают друг от друга и начинают проскальзывать.
Многие месяцы езды с ботинком на педали сцепления приводят к сильному износу дисков. Уже после 10-15 тысяч километров пробега начинаются проблемы с переключением. Из-под капота может идти неприятный запах. После этого необходимо снимать коробку и проводить дорогостоящий ремонт. Иначе автомобиль попросту встанет.
В общем, в погоне за удобством расположения ноги можно ненароком навредить «железному коню». Поэтому левая нога должна все время находиться на площадке сбоку от педали. Конструкторы специально спроектировали ее для отдыха.