Порой в дальней дороге подвеска автомобиля вдруг дает о себе знать. Безмятежная и комфортная поездка вдруг прерывается. Удар на яме сопровождается гулким звоном пробоя, и откуда-то снизу начинают раздаваться посторонние лязгающие шумы, свидетельствующие о неисправности. Автомобиль явно получил повреждения ходовой части. Насколько они могут быть опасны и что в такой ситуации должен делать водитель? Остановиться сразу, вызвать эвакуатор или можно еще доползти до сервисной станции своим ходом?
Шаровая опора
Появление шума и стуков во время езды является признаком нескольких неисправностей. Одни из них действительно опасны и грозят аварией, другие же, несмотря на пугающие звуки, безобидны, и вместе с ними автомобиль еще может преодолеть не одну сотню километров. Главное — отличить одно от другого. Для этого при первых признаках неисправности необходимо найти безопасное место, завернуть на прилегающий съезд или найти специальный паркинг, чтобы без спешки осмотреть техническую часть шасси.
Греметь могут поврежденные детали рулевой рейки, тормозов и даже двигателя, но хуже всего, когда выходит из строя шаровая опора. Эта деталь отвечает за крепление передних колес. Она изготовлена из стального сердечника со сферическим основанием и полимерных вставок, придающих конструкции жесткость. Из-за прохудившегося или потрескавшегося пыльника внутрь может попасть вода или песок, из-за чего начинается абразивное разрушение вставок и возникает люфт. Ось под ударами может выскочить из направляющих, что приводит к разрушению опоры изнутри.
На заднеприводных «Жигулях» и вообще на вазовской «классике» такая поломка сразу приводит к подламыванию колеса и серьезной аварии. Поэтому затягивать с заменой не стоит. При первых стуках необходимо припарковаться и осмотреть шаровую. Для этого не помешает вывесить одну сторону автомобиля, а затем взяться за колесо двумя руками и пошатать его влево-вправо.
Для верности можно подсунуть монтировку или мощную отвертку с плоским жалом и надавить на деталь. Если наконечник имеет люфт и ходит свободно, то необходим срочный ремонт. На старых машинах дальнейшее движение запрещено. Придется менять шаровую в полевых условиях. Благо это просто и ценители «классики» умеют это делать.
На переднеприводных легковых автомобилях передняя подвеска имеет другую конструкцию, благодаря чему часть нагрузок убрана с шаровой опоры. Поэтому если деталь застучала, то у водителя есть время, чтобы добраться до сервиса своим ходом.
Валы с шарнирами
Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) тоже иногда стучат. Если из-за прохудившихся пыльников в них попадает грязь, то крепления вала быстро изнашиваются из-за абразивного воздействия песка и вал проворачивается с громким хрустом. Происходит это не всегда, а под нагрузкой в момент старта или активного разгона с высокой тягой мотора.
Неисправность не может причинить серьезный вред автомобилю и не требует немедленного ремонта. Можно распознать неисправность ШРУСа, вывернув колеса до упора и нажав на газ. В этот момент шарнир испытывает наиболее сильные нагрузки и должен обязательно захрустеть.
Если хруста нет, то искать причину посторонних шумов нужно в другом месте.
Шток амортизатора
Наибольшее число стуков наблюдается в подвеске. Иногда стучит амортизатор. При ударах на кочках масло выбивает прокладки и каплями вытекает наружу. Затем крепление штока разрушается, образуется люфт, и стойка начинает стучать. Определить неисправность можно с помощью покачивания автомобиля. Если опереться руками на крыло, то при определенной частоте и амплитуде колебаний амортизатор постукивает. Если при опускании рук автомобиль делает еще пару-тройку качков, то это является верным признаком неисправности амортизатора. Целая стойка сразу стабилизирует кузов.
С поврежденным амортизаоором можно продолжать движение, как бы он ни стучал, но только к месту ремонта. Главное — не разгоняться слишком быстро. Стойка уже не может гасить колебания кузова, и если они войдут в резонанс с кузовом на кочках, то автомобиль способен потерять управление.
Лопнувшая пружина
Стучать может сломавшаяся пружина. Ее целостность определяется визуальным осмотром. Чаще всего обламывается верхний ее край, который упирается в чашку стойки. Ездить с такой неисправностью постоянно нельзя, так как автомобиль теряет стабильность при движении. Хотя с небольшой скоростью и без резких маневров все же можно проследовать к месту ремонта.
Пугающие шумы также издает опорный подшипник. Он начинает люфтить, стучать, скрипеть и хрустеть, а шток амортизатора отклонятся от своей оси. Для продолжения движения это не особо опасно, так как стойка сохраняет надежность конструкции, автомобиль доедет в любую мастерскую. Правда, долго так ездить нельзя. Разбитый опорный подшипник влечет за собой поломки других деталей. Быстро ломается амортизатор, и из-за нарушения углов установки колес ухудшается управляемость машины, что влечет за собой неравномерный износ шин.
Поломка рулевой рейки
Часто виновниками стука становятся детали рулевой системы. Шарнирные соединения в рулевых тягах и наконечниках со временем изнашиваются. При движении по ухабам в салоне слышатся скрипы и стуки. Проверить их работоспособность можно с помощью нескольких приемов. Если взяться рукой за тягу и покачать, то неисправный наконечник люфтит.
Неисправность рулевой рейки является одной из причин для запрета эксплуатации транспортного средства. С такой неисправностью невозможно пройти техосмотр. Однако при небольших люфтах автомобиль сможет проехать еще не одну тысячу километров.