Обильные дожди вызвали обширное подтопление жилых территорий в Крыму. В Керчи, Ялте и других местах вместе с улицами и нижними этажами зданий под водой оказались личные автомобили граждан. Многие машины после просушки и косметического ремонта окажутся на вторичном рынке. Кроме того, подтопления часто происходят и в других местах мира. Автомобили попадают к перекупщикам и оказываются на сайтах объявлений. Как их распознать и стоит ли вообще связываться с «утопленниками»?
Откуда берутся «утопленники»?
Много транспортных средств, переживших продолжительное купание, встречается среди праворульных машин из Японии. Связано это с рядом причин. В первую очередь на Дальнем Востоке есть хорошо налаженная инфраструктура легализации таких автомобилей и их быстрого ремонта. Кроме того, в островной Японии часты обильные ливни, приводящие к локальным наводнениям. Наводнения там случаются не только из-за цунами, в большей степени от сезонных тайфунов и сильных ливней, которые не прекращаются неделями. Перенаселенные дворы, улицы, кварталы заполняются водой, а вместе с ними и новенькие «Тойоты», «Хонды» и «Лексусы», оставленные на паркингах.
Машины иногда проехали всего несколько тысяч километров или даже не покидали территории транспортного накопителя перед тем как оказались под водой.
Когда вода уходит, владельцы автомобилей получают страховые выплаты и приобретают новые автомобили. А «утопленники» уходят на аукционы, где продаются на запчасти. Именно такие аукционы облюбовали владивостокские перекупщики, которые массово скупают искупавшуюся в грязной воде технику и продают на российском рынке. Однако, если в Японии они продаются открыто и с указанием всех возможных проблем, то в России подобная откровенность не принята у владельцев автосалонов.
Какие повреждения наносит вода машине?
Большая часть праворульных «утопленников» купались в пресной, а не соленой воде, из-за чего их повреждения не настолько катастрофичны, как при цунами. Хотя и пресная вода тоже опасна. Вода проникает в мельчайшие щели, впитывается в листы заводской шумоизоляции, долго стоит на полу, собирается в багажном отсеке. В итоге, есть риск возникновения очагов коррозии.
Японские машины вследствие традиционной экономии покрываются защитными материалами только в тех местах, где, по мнению инженеров, может оказаться влага. Поэтому сиденья, крыша, стойки изнутри и прочие элементы могут зацвести быстро.
Пребывание в воде заметно сказывается на креплениях деталей, закисают и ржавеют шпильки, болты и гайки, которые затем трудно демонтировать обычным способом. У японских утопленников рано «умирают» лонжероны, что приводит к потере силового каркаса.
В негодность приходят подшипники, сайлентблоки, втулки стабилизаторов, шаровые опоры и другие детали подвески. При продолжительном погружении пыльники пропускают воду с грязью, убивающие любые механизмы. Смазка с водой, как правило, не меняется перекупщиками.
Чем выше стояла вода при подтоплении местности, тем неприятнее последствия для машины. Одна из самых проблем связана с электрикой и электроникой. Не любят погружений генератор и стартер. Скорее всего они быстро выйдут из строя. Через год-другой начинают отказывать датчики и чипы из-за закисания контактов. В итоге автомобиль ведет себя странно, неисправность то появляется, то исчезает. Хандрить может что угодно, даже освещение в бардачке или в багажнике.
Как узнать, что машина побывала в воде?
Узнать о затоплении машины из Японии можно по аукционному листу, где есть пометки о затоплении. Но не всегда такой документ прилагается к машине. Нет подобных документов и у российских «утопленников». Поэтому приходится обращать внимание на косвенные признаки.
Первое — это запах. В материалах обивки, как правило, заводится грибок и мелкие микроорганизмы, которые со временем источают неприятный запах. Если в машине пахнет сыростью и болотом, значит, автомобиль побывал под водой.
Чтобы перебить запах продавцы вешают в салоне ароматизаторы.
Грибок размножается в полостях кузова и особенно любит наполнитель сидений, обивку багажника, листы утеплителя и шумоизоляции. Влага там стоит долго. Если перевернуть коврики, то нижняя их часть будет влажной.
Часто вместе с водой внутрь салона и в моторный отсек попадает грязь. Остатки глины и песка оседают на выштамповках креплений навесного оборудования, под аккумулятором или в иных скрытых полостях. Грязь стоит иногда под сиденьями, внутри передней панели под крышкой бардачка, Достаточно провести там пальцами и ощутить наичие песка.
Когда ржавчина присутствует в неожиданных местах, это же признак пережитого купания. Иногда рыжие пятна встречаются под сиденьем, за обшивкой багажника. В моторном отсеке ржавчина проявится на креплениях навесного оборудования, на болтах радиатора, на капоте и т. д.