Примерное время чтения: 7 минут
20502

Колея, бровка и микст. Чего опасаться при езде в январе-феврале

Зимняя дорога подбрасывает сюрпризы. Если ноябрь-декабрь устрашали гололёдом и плохой видимостью, то вторая половина зимы форматирует реальность по-другому. После обильных снегопадов добавляется колея, ледяные отвалы, снежный бруствер и другие напасти. А чередование оттепелей с морозами скрепляет эти конструкции непробиваемой коркой. Езда по январским дорогам превращается в угадайку и русскую рулетку с непредсказуемым концом. В этих условиях надо брать на вооружение выдержку и так называемое управление загрузкой по осям. 

В теории при нажатии на тормоз автомобиль упирается колёсами в дорогу, растёт сила инерции, вжимающая их в асфальт. Вес машины перемещается вперёд, разгружая корму. Видно, как машина клюёт носом. При открытом газе, наоборот, загружаются задние колёса, центр тяжести смещается, и можно видеть, как нос приподнимается над землей. На льду эти нехитрые упражнения очень полезны, так как помогают понять физику поведения машины. 

В колее – крайне аккуратно

После обильной метели движущийся транспорт прорезает колею в снежном слое. Особенно преуспели в этом тяжёлые грузовики. Края колеи подрастают, леденеют и превращаются в ловушку. Если после оттепели прошёл снежок, то он скрывает их от глаз. Машина в таком коридоре несётся, как трамвай по рельсам. Внутри асфальт, а по бокам лёд. На второстепенных дорогах колея часто образуется одна, и транспорт в оба направления идёт лоб в лоб. Завидя «встречку», водители тормозят и заползают на снежный накат. По джентельменским неписаным правилам колею делят надвое, оставаясь левым колесом на своей «тропинке». 

Однако при плохой видимости бывает, что машины не успевают разъехаться. К примеру, за холмом или в закрытом повороте «встречку» не видно. Тогда приходится резко выкручивать руль. Повёрнутые передние колёса лучше атакуют лёд. Поэтому машина цепляется передком за края «тропинок» лучше задних покрышек. Нос выскакивает, а задняя ось соскальзывает, и корма влачится в колее. Это самый опасный вариант, при нём автомобиль непредсказуемо несётся боком. Если перекрутить руль, то машина мгновенно вылетит на обочину и далее в сугроб. Если оставить всё как есть, то столкновения не избежать, и вся надежда на мастерство встречного водителя, которое тоже может быть невелико. Как быть? Стараться заранее оттормаживаться перед закрытыми участками до 50 км/ч и выползать из колеи заранее, предугадывая появление «встречки». Есть ещё один способ выскочить: нужно «качнуть» машину вперед небольшим торможением. Тогда задние колёса разгрузятся, и им легче будет перескочить стенку колеи. 

Внимательно следите за колебаниями в извилистой колее

Иногда под натиском климатических факторов колея протаивает неровно. Края её волнисты и напоминают лежачую синусоиду. Чуть коснулся её и автомобиль бьётся в конвульсиях. Если не обращать на них внимания и давить тапку в пол, то колебания войдут в резонанс с подвеской, и передняя ось выскочит наружу. Нос «посмотрит» в сторону, водитель неумело скорректирует увод рулём, и возникнет колоссальная вероятность угодить прямо в кювет. Причём изнутри машины это выглядит как внезапный удар в бок, рывок руля от ужаса и отскок на обочину. Короче, резонанс выбрасывает машины с дороги. 

Избежать аварии можно торможением загодя для устранения колебаний. Если уж колёса выскочили из колеи, то ни в коем случае нельзя крутить руль слишком сильно. Достаточно крошечной коррекции на пару градусов для компенсации увода и затем несильного торможения, чтобы переместить вес вперёд и навалиться на передок всей тяжестью. Тогда колёса врежутся в мягкий лёд и будут лучше слушаться руля. Машина немного проползёт боком, а потом встанет на путь истинный.

Опасайтесь зацепить бровку и не паникуйте 

Снежные навалы с краю не менее опасны, чем колея. На глаз определить их глубину невозможно. Грейдер скребёт неравномерно и порой оставляет в выбоинах толстый слой тяжёлого мокрого снега. Во время обгонов левый бок обязательно вязнет в каше, разбрасывает её и сообщает машине вредный крутящий момент. Автомобиль вязнет левым боком. Его словно засасывает на обочину. Далее следует наиболее распространённая ошибка: чрезмерный поворот руля для избегания выезда с дороги. Испугавшись и запаниковав, водители так рвут руль, что заставляют колёса плужить, а затем происходит уже описанный отскок на противоположную обочину. Если опыта маловато, и остановить отскок машины не удаётся, то автомобиль кувыркается в кустах, разбрасывая снежную пыль. 

Как быть? Если автомобиль «закусил бровку», главное не паниковать, держать руль твёрдо и стараться лёгким газом тянуть машину из западни. Если она новая, то электроника сымитирует блокировку дифференциала и даст нужную тягу для выезда. 

Нужно помнить, что автомобиль едет только туда, куда повёрнуты колеса. Даже если развивается снос, колёса обязательно уцепятся за поверхность дороги, и машина рванётся в указанную ими сторону. Хочется, чтобы этой стороной была дорога, а не кювет. На машинах, рождённых до повсеместного внедрения электроники, ведущие колеса в снегу начинают буксовать, и тяга пропадает из-за включения дифференциала. Тогда можно помочь  делу управляемым торможением. Покрышки на асфальте всегда лучше тормозят, чем на снегу. Продавил посильней и машине сообщается противоположный момент, вытаскивающий к середине дороги. 

Если не помогает ни то, ни другое, то выбирайте место для съезда помягче. Лучше контролируемо поцарапать бампер о ледяной отвал и завязнуть в нём, чем, выкрутив руль, оказаться в противоположном кювете на крыше.  

Сбавляйте газ при прохождении бруствера на дороге

На двухполосной дороге нередко образуется приличный бруствер посередине. При обгонах он бывает смертельно опасен. Неудачно вклинившись в него, можно потерять управление, в особенности при неровной колее и выщербленном асфальте в ямках. Внутри снежного бруствера ведущие колёса теряют связь с твёрдой поверхностью. Между ними и асфальтом образуется вязкая плёнка, на которой и всплывает передок. Автомобиль хуже слушается руля, колёса буксуют. В итоге многие интуитивно совершают роковые ошибки: поддают газу, чтобы быстрее пробиться через снежную насыпь, стараются дёрнуть руль вбок. Правильно делать наоборот. Держать руль стабильно, что бы ни случилось, а при прохождении бруствера сбавлять газ. Тогда передние колеса нагружаются и лучше пробивают снежную плёнку.  

На миксте тормозите плавно 

Многие на снежной дороге переоценивают силы и совершают многократные обгоны. Бывает, что, выскочив на встречную полосу, за снежной пылью не видишь автомобиль, и приходится отказываться от манёвра. Летом удар по тормозам позволяет быстро занять прежнее положение. Зимой же торможение между полос, когда одно колесо режет снежный бруствер, а другое стоит на асфальте, опасно. Один бок встаёт намертво, а другой проскальзывает. Машина без АБС развернётся, как танк, подставив бок под удар встречному автомобилю. Поэтому на миксте, то есть на поверхности с переменными сцепными свойствами, лучше оттормаживаться плавно, попеременными нажатиями на педаль. Нажал-отпустил и так несколько раз. Если есть электронная антиблокировочная система АБС, это упрощает дело. Автомобиль не развернёт. Однако и с ней можно проделывать такой же финт, хуже не будет. Для верности перед манёвром рекомендуется включить пониженную передачу, чтобы при случае оттормаживаться и двигателем тоже. 

В общем, на словах получается красиво. Однако теория без практики не работает. Здесь важно получить опыт контраварийного вождения. Можно найти безопасную площадку и проделать несколько упражнений, имитирующих все перечисленные виды происшествий. А ещё лучше записаться на курсы экстремального вождения, которых сейчас предостаточно. Это позволит почувствовать машину и в реальности научиться избегать сложных ситуаций. Парадокс, но после курсов уже не захочется ездить быстро. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах