Автоматическая коробка становится популярной, и уже более половины всех новых машин в России продаются с этим типом трансмиссии. Однако людям, пересаживающимся с автомобилей, оборудованных механической коробкой передач, на машины с гидромеханическим автоматом необходимо помнить несколько нехитрых правил, при соблюдении которых трансмиссия будет работать без поломок до пробега свыше 200 тысяч километров.
Прокачивание масла и прогревание на ходу
Автоматическую коробку нельзя эксплуатировать так же, как ручную. Она имеет иную конструктивную схему, и те приемы, что полезны для «механики», опасны для автомата. Перед выездом необходимо подождать пару минут, чтобы масляные насосы успели прокачать отстоявшееся масло по смазывающим каналам трансмиссии и силового агрегата. Затем коробке необходимо дать прогреться на малых оборотах и невысоких скоростях. Делается это в движении без лишних нагрузок. В течение первых 5-7 минут нельзя сильно газовать и раскручивать мотор до красной зоны. Самое лучшее — это плавные разгоны до скоростей 60-80 км/ч без поднимания стрелки тахометра выше 2 тысяч оборотов.
Только после того, как стрелка температуры двигателя достигнет 70-90 градусов, можно возвращаться к привычному темпу езды.
Забыть о «нейтрали»
Если на механической коробке и на роботизированных трансмиссиях на остановках необходимо переключаться на «нейтраль» N, то в автомате это запрещено. Достаточно удерживать машину на месте с помощью педали тормоза в режиме D. Коробка рассчитана стоять таким образом десятки минут без ущерба для техники. Масло гидротрансформатора поглощает момент, передающийся от двигателя в трансмиссию, а избыточное тепло удаляет система охлаждения. Если же часто переводить рычаг АКПП из D в N и обратно, то в трансмиссии задействуются сложные механизмы переключения планетарных механизмов с изменением циркуляции смазки. Режим N применяется в автомате только для буксировки машины на прицепе на малые расстояния и на небольших скоростях. Частый переход трансмиссии в этот режим во время поездки ведет к износу исполнительных фрикционов.
Поэтому нельзя переключать коробку в N и при движении накатом, как это часто делают водители на машинах с механическими трансмиссиями. Такие манипуляции приводят к масляному голоданию и преждевременному выходу из строя гидроблока и иных частей трансмиссии.
Без раскачки
Нельзя переключать режимы автоматической трансмиссии на высоких оборотах мотора. К примеру, при застревании в грязи машины с механической коробкой водителями используется прием «раскачивания», когда частыми переключениями с первой передачи на заднюю с добавлением газа машина приобретает подвижность и может самостоятельно выбраться из грязевой ловушки. На автомате это делать запрещено, так как при переводе селектора из D в R и обратно переключаются не передачи, а целый комплекс устройств, замыкающих планетарные ряды по-новому. Вся эта сложная механика чувствительна к резким ударным нагрузкам в момент срабатывания. А во время буксования водитель не всегда дозирует газ, и от двигателя в трансмиссию приходит высокий момент, который бьет в исполнительные механизмы. Поэтому на машинах с автоматом из грязи лучше выбираться без «раскачивания» с помощью лебедки или трактора.
Комбинация P с «ручником»
На стоянках для удержания автомобиля на месте помимо режима P в коробке необходимо пользоваться ручным тормозом, в особенности при остановке на горке. Он помогает снизить нагрузку на вал трансмиссии и защитит коробку от повреждений. Если во время стоянки кто-то при маневрировании ударит машину в бампер, то удар воспримут на себя тормозные колодки и не дадут энергии проникнуть в трансмиссию.
Всегда эвакуатор
Машины с механической коробкой можно таскать на буксире на неограниченные расстояния. Для этого необходимо перевести селектор в N. Если же вышел из строя автомобиль с автоматом и не заводится, то перемещать его можно только на эвакуаторе. Транспортировка в режиме N допустима только с заведенным мотором и при работающем масляном насосе.
Если мотор заводится и автомобиль с АКПП берется на буксир, то скорость не должна быть выше 30 км/ч, а преодолеваемое таким образом расстояние не должно быть дальше 50 км. Для автоматической трансмиссии транспортировка на буксире — всегда шок. Поэтому лучше не экономить на эвакуаторе. Ущерб от неправильной транспортировки может стоить гораздо дороже, чем стоимость перевозки на платформе.