Современные коробки передач практически незаметны во время вождения автомобиля. Переключения ступеней происходят плавно и без рывков. Разрыва мощности тоже не наблюдается. Машина ускоряется азартно и без провалов в динамике. После включения режима «D» автомобилисты забывают об автомате и вспоминают о нем только для постановки на паркинг. Но через какое-то время коробка начинает вести себя необычно. Она пинается и шумит. Серьезные поломки трансмиссии всегда начинаются с подобных странностей.
Сигнальные лампы
Автоматические коробки оборудованы датчиками, участвующими в процессе самодиагностки. Они предупреждают о низком уровне трансмиссионного масла, появлении неполадок в работе фрикционов, о повышении температуры внутри технического узла и о слабом давлении смазывающей жидкости.
На приборной панели загорается красная или желтая лампа «АТ», требующая проверки трансмиссии. При желтой лампе коробка переходит в аварийный режим, и можно продолжать движение в мастерскую своим ходом. При красной лампе ездить нельзя, и, чтобы добраться до сервиса, придется вызывать эвакуатор.
Однако самодиагностика не может предупреждать о неявных неисправностях, которые еще не привели трансмиссию к выходу из строя.
Проверка «на холодную»
Перед началом поездки трансмиссию можно проверить на качество работы. Если при удержании машины педалью тормоза и при переводе селектора из режима «P» в «D» и затем в «R» ощущается удар и вибрации, то это верный признак скорой поломки фрикционов или гидроблока. Нормальное срабатывание допускает легкое подергивание и небольшое напряжение в гидротрансформаторе.
Поломка гидравлического блока — одна из самых распространенных проблем в России. При зимней эксплуатации блок выходит из строя из-за экстремальных температур. Симптомы не заметить трудно. Это удары, толчки, вибрации, в отдельных случаях машина не может сдвинуться с места.
Если водитель не прогревает автомобиль перед выездом в морозы и сразу дает трансмиссии большую нагрузку, то ресурс гидравлического блока заметно сокращается.
Проверка состояния масла
При появлении таких симптомов необходимо проверить масло в трансмиссии.
Если трансмиссионная жидкость мутная, видны вкрапления металлической стружки, химический осадок, а также черные сгустки сажи, то водителю необходимо готовиться к большим тратам. Из-за неправильного температурного режима наблюдается высокий износ рабочих механизмов, и они могут в любой момент выйти из строя. Ремонт автоматической трансмиссии стоит не один десяток тысяч рублей.
Автомат буксует
Работоспособность автоматической коробки лучше всего проверяется во время движения.
После прогревания до рабочей температуры автомобиль нужно поставить на ровный участок дороги, включить режим «D» или «R», после чего начать движение, мягко нажимая на педаль газа. Автомобиль должен ехать плавно, если же он реагирует на добавление газа с заметной задержкой, то это повод насторожиться. Когда стрелка тахометра идет по шкале вверх, а автомобиль почти не двигается с места, а затем с рывками катится вперед, это верный признак неисправности автомата. АКПП как бы буксует. Причиной тому может быть высокий износ фрикционных дисков или неполадки с клапаном гидравлического блока.
Аварийный режим
При движении на высоких скоростях из трансмиссии доносятся посторонние шумы и гул, а также на руле и селекторе ощущаются вибрации. При смене передач чувствуется сильный толчок. Это проблемы с соленоидами либо с гидравлическим блоком. Как правило, в этом случае коробка переходит в аварийный режим и продолжает движение только на третьей передаче. Скорость значительно падает, а обороты мотора растут.
В общем, чтобы продлить ресурс автоматической коробки, необходимо соблюдать несколько простых правил. Нельзя допускать активное вождение с резкими стартами сразу после запуска мотора. Коробка, как и двигатель, должна прогреться во время неспешной езды в течение 10-15 минут. После трех лет эксплуатации лучше начать своевременно менять масло в автомате и гидротрансформаторе. Его срок службы составляет не более 60 тысяч километров пробега.