Осень — это традиционная пора для проверки ходовой части автомобиля и смены колес на зиму. Кто-то отправляется в авторизованный центр, другие же проделывают всю работу в гаражах. Естественно, для снятия колес используются домкраты. А их неумелое использование приводит к неприятным приключениям. Любой автомобилист поделится байками о свалившемся с подпорки автомобиле. Что же произойдет с машиной в этом случае?
Подсчитали — прослезились
Для подъема используют несколько методик. Самый правильный способ — это поставить домкрат в штатное место и вывесить одно колесо. Такой метод единственно верный при использовании небольших ромбовидных устройств. Вес машины большей частью наваливается на три свободных колеса, и лишь четверть веса приходится на зону ремонта. Но ушлые мастера для экономии времени используют и другой, более изощренный способ, а именно ставят одну подпорку под весь борт машины. Неудивительно, что в какой-то момент она с грохотом летит вниз.
Большая беда, если в этот момент в арках колес находились руки мастера. Некоторые для разглядывания возможных неисправностей засовывают туда даже голову. Третьи же лезут под днище, чтобы починить плевую неисправность или сменить закисший тросик ручника. Естественно, можно задеть домкрат ногой или невзначай опереться о кузов. Машина стремительно валится на бок, и тогда о повреждениях автомобиля уже не никто не задумывается. Потерявши голову, о волосах не плачут.
Но если со здоровьем все в порядке, то придется подсчитывать убытки от собственной безалаберности. Обычно при падении главный удар приходится в тормозной диск. Это одновременно крепкий и нежный технический узел. Погнуть его сложно, а вот поцарапать — запросто. При появлении малейшей зазубрины колесо начинает бить. При торможении колодки схватывают диск с обоих концов на внешнем радиусе, зазубрина лупит по колодкам, а те передают микротолчки в рулевую рейку. Биение наблюдается отчетливое, что влияет на качество торможения. Если ремонт откладывать, то неисправный диск выведет из строя механизмы тормозной системы. А заменить его недешево: от 3 до 15 тысяч рублей в зависимости от модели и места проведения ремонта.
Кроме того, при падении автомобиля можно угодить рычагами о какой-нибудь выступающий предмет. Тогда поплывут настройки схода-развала подвески. На дороге машину потянет в сторону. Переналадка шасси потребует с хозяина еще около 3 тысяч рублей.
Но если рычаг хоть чуточку погнут, то настройками беды не решишь. Потребуется дорогостоящая замена всего комплекта. А это уже десятки тысяч рублей.
Очень повезет, если при снятом тормозном диске удар придется в шаровую опору. Пружина и амортизатор погасят энергию, и дело обойдется вообще без ремонта. А вот падение на порог повлечет за собой визит к жестянщику. Своими силами выстучать его непросто. Потребуется высверливать окно для завода внутрь спецкрюка. Затем сварка, рихтовка, шпаклевка, покраска и обильный антикор. Если повезет, то можно уложиться в сотню тысяч рублей.
В общем, гораздо проще соблюдать технику безопасности и не падать. А это потребует соблюдения нехитрых правил.
Без грязи и деревяшек
«Перед вывешиванием на домкрате необходимо надежно закрепить автомобиль. К примеру, поставить его на передачу, затянуть ручник, а если недостаточно, то подложить деревянные опоры под колеса для избежания скатывания», — рассказывает технический эксперт Денис Лукин. Дело в том, что домкрат совсем не держит боковых нагрузок и норовит подломиться.
Нельзя опирать домкрат на зыбкий грунт, даже если кажется, что проседание ножки закончилось. При медленном погружении опоры в песок, грязь или вязкую глину положение домкрата изменяется, результирующий вектор сил, действующих на него, меняет направление. В этом случае подпорка легко сворачивается на бок. Лучше откатить автомобиль на твердую поверхность.
По этой же причине нельзя поднимать машину двумя домкратами одновременно. С вывешенным бортом автомобиль теряет устойчивость. Задранный вверх кузов давит не строго вниз, а под углом в сторону, из-за чего домкрат переживает ненормативные боковые нагрузки.
Еще хуже, если под штатное место подставить дощечки, брусочки и прочие деревяшки для увеличения высоты подъема кузова. В верхних положениях машина давит не вниз, а вбок, из-за чего эта конструкция разлетается по сторонам.
Очень осторожно следует использовать и подкатные домкраты с длинной ручкой. Обычно их загоняют под днище и, нажимая, как на насос, закачивают в гидравлический механизм масло, которое и поднимает шток. При правильном креплении эти домкраты надежны. Однако при нарушении технологии использования боковые нагрузки выталкивают такой домкрат из-под днища. Тогда его рукоять бьет в дверь автомобиля. Очень повезет, если отделаетесь только вмятиной.
Ни в коем случае нельзя забираться под вывешенный автомобиль. Для осмотра днища необходимо использовать яму или эстакаду. Ну а если это невозможно, то для надежного закрепления применяются специальные подставки-козлы, имеющие три опоры.
И, главное, для подстраховки всегда подкладывайте под днище снятое колесо. Или — еще лучше — под шаровую опору. Тогда можно не бояться падения двух тонн об асфальт.