Зачем хотят объединить КАСКО и ОСАГО?
Вопросы автомобильного страхования были подняты на заседании Государственной думы в присутствии председателя правительства Дмитрия Медведева. Депутат от «Единой России» Вячеслав Лысаков предложил объединить полис КАСКО и ОСАГО.
По его словам, при покупке КАСКО водители все равно вынуждены платить деньги еще и за ОСАГО, хотя часть функций двух полисов дублируется. При возникновении ДТП ремонт автомобиля осуществляется не за счет средств из ОСАГО потерпевшего, а по полису КАСКО. По словам депутата, объединенный универсальный полис будет включать отдельным пунктом страхование автогражданской ответственности и позволит экономить средства автомобилистов.
«Эта идея кажется разумной, — заявил председатель правительства Дмитрий Медведев. — Чем платить дважды за разные полисы, — и за обязательный, и за добровольный — можно заплатить среднюю величину, чтобы покрыть все риски. Сам подход мне кажется интересным, давайте поработаем».
Заявление председателя правительства тут же подняло волну вопросов. К примеру, каким образом, будут подсчитываться убытки, если виновником в аварии был владелец машины с КАСКО, а потерпевший не имеет такого полиса? Как быть при ДТП, где несколько виновников и пострадавших? Законодательство строго прописывает их действия в рамках ОСАГО. Кроме того, сейчас часть расходов за ремонт, покрываемых КАСКО, все равно покрывается за счет средств из ОСАГО виновника аварии. Только администрированием переводов занимается страховая компания и эта бумажная волокита не видна простым автомобилистам, покупающим КАСКО. Разделение этих потоков потребует нового законодательства.
«На Западе существует практика продажи двух полисов одновременно, однако российский страховой рынок к ней пока не готов, — рассказывает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. — Нужно, чтобы страховое сообщество договорилось и с регулятором, и с Минфином о том, чтобы либерализовать и индивидуализировать тарифы, после чего, как и на Западе, пройдя этот опыт, потенциально возможно сделать полис универсальным».
Однако сейчас объединение добровольного и обязательного видов страхования натыкается на массу препон. Такой механизм не предусмотрен действующим законодательством. Поэтому Юргенс считает преждевременной идею объединения ОСАГО и КАСКО, упомянутую премьер-министром.
РСА полагает, что сейчас автовладельцы и общество нуждаются в первую очередь в индивидуализации тарифов: они должны стать более справедливыми и мотивировать водителей к безаварийной езде. Дополнительные же опции к обязательной «автогражданке» и попытки модернизировать и без того хорошо работающее добровольное КАСКО, по мнению Юргенса, вряд ли можно отнести к первостепенным задачам.