Российский рынок «автогражданки» оказался на грани убыточности — он падает вслед за бесконечными тяжбами автомобилистов со страховщиками, а также ростом стоимости запчастей. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с «Обзором финансовой стабильности», подготовленным Банком России.
По мнению экспертов ЦБ, «околонулевой» или даже отрицательный результат, полученный от операций по КАСКО за 9 месяцев 2013 года, вынудит компании поднять тарифы на этот вид страхования. Впрочем, КАСКО — дело добровольное, а вот планируемое удорожание ОСАГО затронет всех автомобилистов без исключения. Причина — принятый в минувшую пятницу законопроект, существенно увеличивающий лимит выплат. Но должно ли обязательное страхование вообще приносить прибыль страховщикам? И так ли этот бизнес убыточен, как нам пытаются доказать? С этими вопросами АиФ.ru обратился к экспертам и представителям страховых компаний.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «Во всех странах, кроме России, ОСАГО является видом принудительной социальной нагрузки на страховые компании. Он прямо убыточен, но если компания откажется им заниматься, ей не выдадут лицензию на ведение какой-либо доходной деятельности. В результате страховщики вынуждены вкладывать деньги в безопасность дорожного движения, чтобы минимизировать свои издержки. У нас, к сожалению, идея социально ответственного бизнеса не прижилась — страховые компании хотят зарабатывать на ОСАГО. Я, кстати, предлагал им судиться с компаниями, занимающимися эксплуатацией дорог. Ведь у нас каждое третье ДТП происходит по вине плохого дорожного покрытия. То есть, страховщики могли бы возвращать себе треть убытков через суд — и это бы вынудило привести дороги в порядок. Но куда там — они не хотят ни с кем ссориться, желают просто стричь купоны с автомобилистов. Поэтому я считаю, что государство не должно идти на поводу у страховых компаний, не нужно повышать тарифы им в угоду».
Пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА): «Система ОСАГО действует в России уже 11 лет, базовый тариф — 1980 рублей — за это время не менялся ни разу. При этом рост инфляции составил более 200 %, выросли цены на запчасти, стоимость ремонтных работ и т. д.. Уже сейчас уровень убыточности ОСАГО во многих регионах превышает максимально допустимый при катастрофическом росте выплат».
По расчётам РСА, на сегодняшний день действующий тариф недостаточен примерно на 12 %. При этом с 1 октября 2014 года существенно увеличатся страховые суммы за вред, причинённый имуществу потерпевшего, а с 1 апреля 2015 года — за вред жизни и здоровью. Кроме того, поправки в закон об ОСАГО, принятые Государственной думой в трёх чтениях и одобренные Советом Федерации, предусматривают ряд других изменений, существенно влияющих на рост расходов страховщиков. Если за нововведениями не последует адекватное изменение тарифа, рынок покинет большое число компаний, что, в свою очередь, приведёт к роковым последствиям для всей системы ОСАГО».
Сергей Асланян, радиоведущий, автоэксперт: «Говорить об убыточности ОСАГО для страховых компаний просто смешно. Посмотрим на вещи объективно: по закону об ОСАГО, страховщики обязаны возвращать нам 80 % своей выручки в виде компенсаций. Но за все годы выплаты ни разу не превышали 50 %. Какая убыточность — налицо сверхприбыль! Тогда зачем повышать тарифы? Непонятно. Идём дальше: теперь, когда на страховщиков стал распространяться закон «О защите прав потребителей», они застонали, что отдают слишком много денег в судах. Но что это за бизнес, которому мешает закон? Это криминальный бизнес».
Николай Тюрников, генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля»: «Если говорить о судебных издержках, которые несут страховые компании, то нужно понимать, что страдают от них только недобросовестные игроки. Многие строили свой бизнес на обмане клиентов, существенно недоплачивая по ОСАГО. Так продолжалось целых 11 лет, и вот теперь люди пошли судиться. Конечно, когда страховщика суд обязывает доплатить, скажем, ещё 60 % к первоначальной сумме плюс покрыть судебные издержки и выплатить неустойку за каждый день просрочки — он начинает кричать, что его разоряют. Но я, например, против того, чтобы на рынке вообще присутствовали недобросовестные компании. Выплачивайте страховые суммы честно — и не будете терять деньги впоследствии. Что касается цены полиса ОСАГО — она и так самая высокая на всём постсоветском пространстве. На Украине и в Белоруссии цена ОСАГО в 2–3 раза ниже, а средняя выплата при этом выше».
Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР): «Непростая ситуация. С одной стороны, тарифы ОСАГО не менялись с 2002 года и должны были к сегодняшнему дню устареть. Но за это время и количество машин увеличилось вдвое, так что говорить об убыточности всё равно не приходится. С другой стороны, страховщикам сейчас необходима финансовая подстраховка. Новая редакция закона об ОСАГО, принятая Госдумой, подразумевает увеличение выплат по "железу" со 120 тысяч до 400 тысяч рублей. Согласитесь, это значительно. Так что, рост тарифов — компромиссное решение. Полис подорожает на 25 % — это не так уж и много, если учесть, что он стоит около 2 тысяч рублей — зато водители будут получать больше денег в случае аварии».
Отметим, что, помимо увеличения цены полиса, российские автостраховщики работают над внедрением единого каталога стоимости автозапчастей и единой методики оценки ущерба по ОСАГО. Если эти документы будут приняты Центробанком, они станут обязательными для всех экспертов-оценщиков, в том числе и судебных. Таким образом страховые компании намереваются снизить количество судебных разбирательств: в настоящее время оценщиками применяются три различных методики подсчёта ущерба, что приводит к многочисленным искам.