Могут ли за отсутствие знака «Шипы» лишить страховки?
Многие водители не придают значения треугольной наклейке на корме, ведь штрафуют за ее отсутствие не всегда. Однако в законодательстве есть казусы, которые в случае ДТП способны обернуться большими проблемами.
Страховщики ищут способы сокращения выплат по ОСАГО. Без знака эксплуатация машины запрещена, а значит, водитель нарушил законодательство, выехал на ней на дорогу. Будет ли он за свой счет ремонтировать свой автомобиль после ДТП или получит компенсацию по ОСАГО, рассказывает, член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.
Сам виноват?
Действительно, из-за отсутствующего знака возникает спорная ситуация при разборе ДТП. И ее нужно рассмотреть особо. В соответствии с изменениями в ПДД РФ, которые вступили в силу 4 апреля 2017 года, знак «Шипы» при установке шипованной резины стал обязательным. Он информирует водителей автомобилей, движущихся позади, о том, что тормозной путь такого автотранспорта на скользкой дороге несколько меньше, чем при использовании покрышек без шипов. Отсутствие знака было внесено в перечень неисправностей технического регламента, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается. При отсутствии на автомобиле с шипованной резиной опознавательной наклейки «Шипы» водителя могут наказать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП штрафом в размере 500 рублей. Но это не все.
Допустим, произошло ДТП. У одного из участников на автомобиль установлены шипованные шины, но нет знака, предупреждающего об этом. Он экстренно затормозил и в него сзади въехал автомобиль, водитель которого не согласен со своей виной, указывая на то, что не смог рассчитать безопасную дистанцию, так как не знал о шипованных шинах автомобиля, двигающегося впереди. Он рад спорить, ведь от этого зависит, кому будет начислена выплата по ОСАГО. Сотрудник милиции пишет в протокол несогласие и фиксирует отсутствие знака, а вместе с ним и вину первого водителя. В общем, протокол становится неоднозначен. Там прописана вина невиновного и пахнет «обоюдкой».
Хотя парировать претензии врезавшегося лихача легко. Доказать, что при обычных условиях водитель мог избежать столкновения возможно лишь экспертным путем и то, при наличии достаточных для этого исходных данных. Но он настойчив и спор может разрешиться только в суде. А пока суд не завершится, страховая компания вправе приостановить выплату. В общем из-за отсутствия маленького знака начинаются большие беспокойства.
Суд да дело
Мотивация настоящего виновника понятна. Он хочет получить деньги на ремонт. Хотя наличие административного нарушения со стороны водителя, не установившего опознавательный знак «Шипы», никак не освобождает от ответственности водителя, не соблюдавшего необходимую безопасную дистанцию. Кроме того, действия водителя, связанные с несоблюдением безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, состоят в прямой причинной связи со столкновением. Обычно доводы о том, что другой водитель не установил знак «Шипы», суд признает не влияющими на правовую оценку действий первого. А это значит, что страховые компании запускают особый механизм расчета и начисления денег.
Однако некоторые страховые компании могут трактовать ситуацию иначе. Руководствуясь полицейским протоколом, они могут попытаться отказать в выплате первому водителю. Тогда придется судиться уже с ними. Если страховая компания откажет в страховом возмещении, то необходимо предварительно подать претензию, а после обратиться с иском в суд. При этом со страховой компании, за необоснованный отказ в выплате, кроме страхового возмещения будут взысканы неустойка, моральный вред, штраф, а также компенсированы судебные расходы.