Почему теперь не рекомендуется оформлять европротокол?
О том, какие лазейки нашли страховые компании, чтобы отказывать в выплатах по ОСАГО, и как правильно оформлять европротокол, рассказывает, член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.
Европротокол — это народное название упрощенного способа оформления аварии без вызова ГИБДД. Если между участниками ДТП отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, то виновник и потерпевший могут совместно заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который входит в комплект документов ОСАГО. В таком случае, водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, и могут оставить место ДТП после совместного его оформления.
Большой риск
В оформлении ДТП по европротоколу есть как свои плюсы, так и минусы. Плюс в том, что можно не ждать часами сотрудников ГИБДД. На мелкие ДТП они выезжают в последнюю очередь. Кроме того, оформление небольших ДТП по европротоколу приносит пользу и для других участников дорожного движения. Возникает меньше километровых пробок из-за столкнувшихся и перекрывших движения автомобилей, т. к. участники аварии, самостоятельно оформив ДТП, быстро освобождают проезжую часть.
Есть в европротоколе и минусы.
В законе об ОСАГО указано, что нельзя начинать ремонт автомобиля в течение первых 15 суток после аварии. Этот срок необходимо для того, чтобы страховщики могли при необходимости лично удостовериться в полученных автомобилем повреждениях.
Ну и самое главное, новые поправки в закон теперь обязывают виновника в течении 5 дней после происшествия предоставить копию извещения о ДТП в свою страховую компанию.
За невыполнение данных требований у страховой компании возникает право регресса к виновнику, т.е. страховая компания вправе взыскать полную сумму страхового возмещения, выплаченную потерпевшему, непосредственно с виновника.
«Первое требование еще как-то можно объяснить тем, что страховщик таким образом может проверить не является ли данное ДТП „подставным“, если на этот счет возникли сомнения. Касаемо же второго требования, то оно никоим образом на сумму страхового возмещения не влияет, каких —либо прав страховщика не затрагивает и не нарушает, — утверждает Алексей Румянцев. — На мой взгляд, это лишь повод страховой компании минимизировать расходы, необоснованно повесив их на причинителя вреда».
К сожалению, количество подобных исков увеличилось и в большинстве случаев суды заканчиваются не в пользу водителя, который явно непреднамеренно не подал копию извещения о ДТП в страховую компанию. Имеются случаи, когда виновник уведомлял свою страховую компанию о произошедшем ДТП, звонил им. Его заверяли, что информация принята, а спустя год с него через суд в порядке регресса взыскивалась вся страховая сумма, выплаченная потерпевшему, т. к. он оказывается, бланк извещения страховщику не передал. От подобных ситуаций безосновательно пострадали многие автомобилисты.
Как не попасть на деньги?
В целом, невнимательное оформление всех документов и допущение ошибок при их подаче может привести к отказу в страховом возмещении или к длительным судебным тяжбам. При оформлении европротокола следует быть внимательными и досконально выполнять нехитрые правила, чтобы в результате не попасть на деньги.
Кроме отсутствия спора по вине и разногласий по размеру ущерба для оформления аварии по европротоколу должен быть соблюден ряд условий:
В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. Столкновение произошло в результате столкновения только двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 000 руб.
Если эти критерии присутствуют, то дальше необходимо действовать по следующему алгоритму:
Нужно установить очевидцев ДТП и при их наличии зафиксировать их данные.
Внимательно осмотреть повреждения на автомобилях и подробно записать их в бланк извещения о ДТП. Все повреждения необходимо тщательно заснять на фотоаппарат. Делайте как можно больше фотографий. При этом это должно быть не селфи на фоне разбитого автомобиля, а фото места происшествия, чтобы можно было его идентифицировать на местности, а также расположение ТС на проезжей части дороги по отношению друг к другу и ширине проезжей части дороги. Фотографировать автомобили необходимо, чтобы на них были видны государственные регистрационные номера.
Необходимо сфотографировать участника аварии, VIN номер его автомобиля, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также проверить, не просрочен ли полис и записан ли водитель в полис, как лицо, допущенное к управлению ТС.
Если в бланке извещения сделали исправления, то обязательно закрепите их подписями.
Важно, чтобы виновник аварии в извещении написал собственноручно о том, что он признает свою вину в произошедшем, а также не оспаривает характер и размер повреждений на автомобиле потерпевшего.
В целом, оформлять ДТП по европротоколу это право, а не обязанность. Если есть хоть малейшие в чем-то сомнения, то лучше действовать по старинке, и вызвать на место происшествия наряд ДПС. За это вас никто не накажет. В крайнем случае, если инспектор ГИБДД, определит, что возможно оформить ДТП и без его участия, то он как минимум подскажет дальнейшей алгоритм действий.
Оформление ДТП инспектором ГИБДД не гарантирует, что и в этом случае не могут быть допущены ошибки. Однако они будут минимизированы.
За страховым возмещением потерпевший должен обращаться в рамках ПВУ (прямого возмещения убытков) в страховую компанию, где застрахована его гражданская ответственность.