Какие сложности могут возникнуть при ДТП с самокатчиком?
Нередко на самокатах передвигаются молодые люди, которые еще не имеют водительских прав и не закомы с элементарными Правилами дорожного движения. У многих из них порог опасности снижен, и они не представляют, что их может ждать на дороге. В итоге самокатчики порой даже хамят водителям в ответ на замечания, подрезают и держатся вызывающе. Некоторые стремительно выскакивают на проезжую часть и столь же быстро возвращаются на тротуар. Неудивительно, что количество аварий растет. Как уберечься от проблем с водителями средств индивидуальной мобильности и что же грозит водителю, если под его колесами все же окажется самокатчик?
Какие аварии бывают?
Современные самокаты оснащаются электродвигателями, которые позволяют передвигаться со скоростью около 40 км/ч, а в некоторых случаях — даже больше. Некоторые модели разгоняются свыше 60 км/ч, а наиболее продвинутые варианты достигают максимальной скорости в 80 км/ч. Таким образом, этот вид транспорта становится самым опасным из всех существующих в России. Небольшие колеса и слабые тормоза не позволяют тормозить столь же эффективно, как на автомобилях и мотоциклах, а значит, человек на электросамокате легко может врезаться в другие транспортные средства.
Кроме того, гироскутер из-за небольших колес и высокого центра тяжести крайне неустойчив. Водитель легко теряет равновесие от наезда на камень или просто из-за неудачного резкого торможения. В итоге человек летит кубарем на проезжую часть и рискует попасть под колеса автомобилей.
Самокатчики на высокой скорости могут врезаться в выруливающий из дворов транспорт. Если самокатчик обгоняет пробку между рядов, а какой-то автомобиль поворачивает налево перпендикулярно потоку, то самокат не успевает затормозить и, как правило, бьется в крыло или в дверь машины. Человек перелетает через крышу и оказывается на асфальте.
Скутер — это мопед
Если самокат или скутер имеют мотор мощностью менее 250 Вт, то юридически это происшествие считается наездом на пешехода, несмотря на то, что водитель не виноват и самокатчик сам залетел к нему под колеса. Автомобиль считается средством повышенной опасности, и его владелец несет ответственность за причиненный ущерб здоровью. Пострадавший может составить иск в суд и выставить счет на крупную сумму.
Если же самокат имеет электромотор мощностью свыше 250 Вт, то он совпадает по характеристикам с мопедом, и здесь возникает юридическая коллизия.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к мопедам относят двух- или трехколесные транспортные средства, способные разгоняться не более чем до 50 км/ч, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 куб. см или электродвигатель с максимальной мощностью от 250 Вт до 4 кВт. Люди на мопедах не имеют права выезжать на дороги общего пользования, если не имеют водительского удостоверения категории М. Инспекторы ГИБДД могут выписывать им штрафы от 5 до 15 тысяч рублей. Недавно по этой причине была привлечена к ответственности 20-летняя жительница Екатеринбурга, которая двигалась по тротуару и столкнулась с выезжавшей Lada Vesta.
Кто виноват в ДТП?
Если при столкновении с самокатчиком помята или поцарапана дверь автомобиля, содрана краска, разбито стекло или оторвано зеркало, то автовладелец имеет право поднять вопрос о возмещении ущерба виновником ДТП. Для этого необходимо обязательно вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия и оформить документы в соответствии с законом. Зтем придется готовить иск в суд.
Если самокатчик постарается скрыться с места происшествия, то уезжать вслед за ним нельзя, так как в этом случае водителя могут лишить прав. Лучше сфотографировать виновника аварии и попросить его остаться на месте происшествия. В крайнем случае до приезда инспекторов ГИБДД должен остаться сам самокат.
Запись видеорегистратора в этом случае может стать основанием для решения в пользу водителя, поэтому её нужно проверить в первую очередь.
В целом видеорегистраторы играют существенную роль в доказательстве невиновности водителей в случае спорных ситуаций со средствами индивидуальной мобильности.