Нужно ли покупать ОСАГО для мопедов и скутеров?
Новые электрические транспортные средства достаточно быстры, чтобы причинить вред пешеходам, и способны даже повредить соседние автомобили при столкновении. Как быть, если их водитель оказался виноват в ДТП?
Сейчас количество типов разнообразных транспортных средств увеличилось. Появились электрические самокаты, одноколесные переносные скутеры с гироскопом и другие интересные устройства. Они мощны и ездят быстро, хотя и не имеют двигателя внутреннего сгорания определенного объема. Нужно ли на них оформлять страховой полис ОСАГО и как быть, если произошла авария, рассказывает специалист Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Елена Пермякова.
Сейчас страхование автогражданской ответственности подчиняется российскому законодательству и строго регламентировано. Есть открытые тарифы и приведен механизм их расчета. Есди открыть и почитать закон об ОСАГО, то станет ясно, что ОСАГО распространяется на все транспортные средства, кроме нескольких категорий транспортных средств, перечисленных ниже.
Статья 3 гласит, что обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
Таким образом, многие снегоходы, самокаты и прочие новые аппараты оказываются в двойственном положении. По пешеходным дорожкам на них ездить опасно из-за риска столкновения с людьми. Многие самокаты ездят быстрее 20 км/ч, и порой люди на них не боятся выкатываться на дороги общего пользования. Эти аппараты не подпадают под вышеперечисленные пункты и как бы остаются все действия закона об ОСАГО. Их технические характеристики и конструкция противоречат положениям законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. Однако на них все ездят и в отношении них действует простое правило.
Транспортные средства, которые не подлежат регистрации в ГИБДД, не страхуются по ОСАГО. Если мопед или мотоцикл зарегистрирован в ГИБДД, то он должен иметь и полис ОСАГО.
Таким образом, если такие транспортные средства без ОСАГО попадают в аварии и причиняют кому-то ущерб, то возмещение ущерба происходит на общегражданских основаниях в рамках судебного разбирательства. Если авария произошла на дороге, то придется вызвать ГИБДД для составления протокола. А если скутер сбил человека в парке или на газоне, то необходимо вызвать полицию. В целом процедура возмещения ущерба в случаях, не регулируемых законом об ОСАГО, происходит сложно и затратна по времени.