aif.ru counter
03.07.2016 00:01
4702

Одним движением жезла... Истории героев - инспекторов ГАИ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Черноморское побережье 29/06/2016 Сюжет 80 лет Госавтоинспекции
Милиционер-регулировщик с аккумуляторным светофором. 1943 г.
Милиционер-регулировщик с аккумуляторным светофором. 1943 г. © / Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Хранитель музея Госавтоинспекции Владимир Суховицын не устаёт показывать школьникам, которые часто приходят сюда на экскурсии, как выглядели первый жезл и светофор, какую форму в разные годы носили инспектора. Рассказывает о том, как на ледовой Дороге жизни в блокадном Ленинграде на 75 постах под бомбёжками работали женщины-инспектора. Особое впечатление на детей производит переносной светофор на аккумуляторах, которым пользовались во время Великой Отечественной. Немало познавательных экспонатов в музее, но главное достояние Госавтоинспекции, конечно, люди.

ГАИ — 80 лет. Самые редкие экспонаты из музея Госавтоинспекции России

Никакого блата!

В автоинспекции, особенно в военные и послевоенные годы, служило много женщин. Но самая легендарная, пожалуй, Елена Сагирашвили. В её трудовой всего одна запись: «С 1936 по 1968 год работала в ГАИ управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома» (ГУВД Москвы. - Ред.). В 1936-м уроженка маленького грузинского села с новеньким дипломом МАДИ пришла работать госавтоинспектором в 10-й межрайонный ГАИ. Дотошный техосмотр стал для неё неотложным правилом. В шофёр­ской среде считалось, что легче пересдать на права, чем пройти ТО у Сагирашвили. Уже через год девушку назначили начальником ГАИ самого непростого района столицы - Советского (от Красной площади до Белорусского вокзала). Фактически на неё возложили обеспечение безопасного проезда правительственных делегаций и глав иностранных держав плюс ответственность за техническое состояние автопарка министерств. Не говоря уже о личных авто разных знаменитостей, проживающих в центре. Во время войны она занималась не только мобилизацией всего автотранспорта, но и эвакуацией, контролем светомаскировки. И даже красила по ночам белой краской угловые здания и столбы, чтобы не было наездов в темноте. С мужем, майором Сергеем Ивановым, познакомилась на параде 7 ноября 1941-го.

После войны более 20 лет Сагирашвили избирали депутатом Центрального райсовета. Немало чужих жилищных проблем ей удалось тогда решить. Дружбой с ней гордились такие знаменитости, как Козлов­ский, Лисициан, Ширвиндт, Ульянов. Но ни одна звезда не могла похвалиться, что майор милиции Сагирашвили помогла пройти техосмотр. И для себя блага не выбивала: лишь после 17 лет на руководящей работе попросила улучшить жилищные условия и переселить её семью с двумя детьми из комнаты с одним окном. Кстати, детьми она всегда гордилась и радовалась, что они кропотливо изучают иностранные языки. Дочь Нина стала преподавателем итальянского в Академии ФСБ. А сына Игоря знает вся страна - с 1998 по 2004 г. Игорь Иванов был главой МИД России.

Спасли детей

Есть в экспозиции музея и экспонаты, посвящённые нашим современникам. Так, навсегда увековечен подвиг - а по-другому спасение 93 детских жизней и не назовёшь - майора полиции из Нижневартовска Дмитрия Шпака. В 2014 г. в 38 лет отец двоих детей закрыл патрульной машиной колонну автобусов с детьми, на которую лоб в лоб выскочил грузовик с 27 тоннами щебня. Дмитрий чудом остался жив, перенёс несколько операций, но из органов увольняться не стал. Кстати, это не первый его неравнодушный поступок. За несколько месяцев до этого спас жизнь водителю, у которого в дороге случился инсульт.

В 2015-м его коллега из Хакасии командир роты ДПС Александр Косолапов поставил свой патрульный автомобиль перед иномаркой, которая на огромной скорости неслась в колонну автобусов с детьми. Триста ребятишек возвращались домой из лагеря, и доехать могли не все: машина Косолапова после столкновения превратилась в груду металла. «Это не геройский поступок, а скорее человеческий. У меня у самого двое детей - 17-летний сын и дочка 2,5 лет. Убирать патрульный автомобиль с дороги я не имел права ни из моральных, ни из служебных соображений», - объяснял потом сам герой. За спасение детей А. Косолапова и Д. Шпака наградили орденами Мужества. 

Патрульный автомобиль, управляемый майором Д. Шпаком, принял удар на себя, защитив автобусы с детьми от выехавшего со встречки грузовика.
Патрульный автомобиль, управляемый майором Д. Шпаком, принял удар на себя, защитив автобусы с детьми от выехавшего со встречки грузовика. Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Ещё один стенд в музее по­свящён двум Героям России, которым это звание присвоено посмертно. Младший сержант Ризван Басханов, сотрудник спецроты ГИБДД, в 2002 г. во время боя в с. Комсомольское накрыл своим телом боевика с гранатой и спас жизни десятку своих коллег. Спустя 10 лет инспектор ДПС ГИБДД Заур Джибилов дежурил на посту ДПС «Кизляр» (на границе между Северной Осетией и Ингушетией). Водитель «ВАЗ-2109» попытался проскочить без проверки. Но 26-летний Заур успел опустить шлагбаум. В следующую секунду раздался взрыв: двигатель машины отбросило на 70 м, а здание поста было разрушено полностью. Джибилов погиб, но не пропустил машину со смертоносным грузом на территорию республики.

Читайте также: По подвигу за лето. Инспектор ДПС спасает людей из огня и воды

А самый трогательный экспонат - статуэтка, которую подарил музею глава МВД В. Колокольцев. Это уменьшенная копия памятника, который в Томске установили постовому Николаю Путинцеву. Он более 40 лет прослужил на одном посту - в центре города. Там и стоит сейчас 2-метровый бронзовый «дядя Коля». Деньги на памятник собирали всем городом: люди помнят гаишника, который просто добросовестно служил людям...

Памятник почётному гражданину г. Томска прапорщику милиции Н. Путинцеву.
Памятник почётному гражданину г. Томска прапорщику милиции Н. Путинцеву. Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Благородная работа

Виктор Нилов, Главный государст­венный инспектор безопасности дорожного движения РФ:

- В канун юбилея мы с благодарностью вспоминаем наших наставников и предшественников - ветеранов службы, тех, кто стоял у самых истоков её создания, кто на протяжении всех этих лет выполнял важнейшую миссию по охране жизни и здоровья участников дорожного движения, обеспечению безопасности и порядка на дорогах страны. Уверен, что нынешнее поколение сотрудников с честью справится с возложенными задачами и, в свою очередь, будет достойным примером для тех, кто только начинает службу.

Служба в Госавтоинспекции никогда не была лёгкой и предъявляла повышенные требования как к профессиональным, так и к личным качествам сотрудников. Но, несмотря на все трудности, это, безусловно, очень благородная работа - охранять жизнь и здоровье наших сограждан на дорогах страны.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество