«Зимой нам очень холодно, летом жарко, а осенью и весной сыро. Даже за 20 лет службы я так и не смог привыкнуть к виду аварий. Так что романтики в нашей работе мало. Но я ни разу не пожалел, что стою столько лет на дороге, а не сижу в кабинете», — говорит инспектор ГИБДД Алексей Чеботов.
Экипаж «Два Лёхи»
Рабочий день инспектора ДПС, старшего лейтенанта Алексея Чеботова, начинается в семь утра в областной Госавтоинспекции. Получасовой инструктаж, ориентировки по угонам и пропавшим без вести, выдача табельного оружия. Распределяются места несения службы: по городу и району. После окончания утренней планёрки Алексей вместе со своим напарником Алексеем Кондратьевым направляются к гаражам, где их ожидают патрульные автомобили. Утренние приветствия коллег, обмен новостями. Устроившись в трёхдверном Ford Focus, экипаж направляется к наркологу — без проверки у врача на пост выходить нельзя.
Первое место дислокации: основная артерия города — Московский проспект. Здесь по утрам одна из самых больших пробок. Инспекторы следят, чтобы водители пропускали пешеходов и не поворачивали из среднего ряда в левый, затрудняя тем самым движение.
«Вы не смотрите, что у нас жезл такой старый, он — боевой и с нами не один год. Ни на что его не променяем, вот такое небольшое суеверие», — демонстрируя замотанный изолентой жезл, с улыбкой говорит Алексей Чеботов.
Экипаж отдаёт воинское приветствие проезжающим мимо патрульным машинам — такая традиция. Спустя полчаса дорожный затор начинает рассасываться. Экипаж докладывает дежурному: «Движение нормализовано», — садится в автомобиль и едет к следующему месту — улице Светлой. Трёхдверный автомобиль — не самый удобный вариант для пассажиров, которые сидят сзади. На окне — зеркало непонятного предназначения, повёрнутое к задним сиденьям.
«Зато и сбежать задержанные не смогут. Нам ведь разных людей приходится перевозить. Бывает, что необходимо забрать подследственных из зала суда, отвезти в СИЗО, — поясняет Алексей. — А что касается зеркала, вы уже тысячный человек, кто это спрашивает. Никакой функции оно не несёт, просто так висит».
К такому не привыкнуть
Пока патрульный автомобиль пробирается по пробкам, а из рации звучат ориентировки дежурного по ДТП в городе, 43-летний инспектор рассказывает о своей службе. Загорелое от весеннего солнца лицо и немного шершавые руки выдают любителя зимней и летней рыбалки. Алексей Чеботов работает в ГИБДД больше 20 лет. График 2/2, рабочий день, который длится по 12 часов, служба на улице и в 30-градусную жару, и в 30-градусный мороз.
«За столько лет службы привыкнешь ко всему. Конечно, зимой очень холодно, летом порой невыносимо жарко, а осенью и весной — сыро. Да и романтики в нашей работе мало, — смеётся Алексей Юрьевич. — Тем не менее ни разу я не пожалел о выбранной профессии».
И если к стоянию на дороге в любую погоду и время суток со временем становишься равнодушным, то эмоции от вида ДТП всегда захлёстывают. К трагедиям привыкнуть невозможно.
«Вот пример: в конце февраля оформляли ДТП на Тутаевской дороге, погибла очень молодая семья. Тяжело смотреть. Сзади находилось детское кресло, раздавило сильно. Боялись, что под ним может оказаться младенец. Но ребёнок в это время, слава богу, был в садике, — тихо говорит инспектор. — Когда подъезжаешь, первые минуты две очень тяжело. А потом… Надо оформлять, фотографировать, описывать. Стараешься не думать, вроде отпускает. За столько лет научился переступать через себя. Всё равно кто-то должен оформлять это. Ты же не можешь сказать дежурному, что не поедешь. Выбирая нашу профессию, должен быть готов к такому».
На первый раз прости, да?
Тем временем автомобиль приближается к месту дислокации. Ford плавно движется в потоке, чувствуется опыт водителя. Алексей Чеботов поясняет, что с возрастом приходит желание ездить размеренно. Да и по городским пробкам особо не поспешишь.
Оба члена экипажа отстёгиваются, надевают шапки, берут рацию и жезлы, выходят на улицу. Буквально спустя пару минут на горизонте появляется первый нарушитель — мужчина на праворульном авто, с не пристёгнутым ремнём. Алексей Чеботов направляется к нему: «Здравствуйте, инспектор Чеботов. Ремнём надо пристёгиваться. Ваши документы». Водитель протягивает права, страховку и паспорт авто. Получив бумагу с выписанным штрафом, горестно вздыхает и уезжает, не забыв пристегнуться.
«Таких очень много. Кто-то говорит, что только что отъехал от тротуара, другие пеняют на забывчивость, третьи вообще убеждают, что были пристёгнуты, просто я просмотрел. Ну а наша любимая фраза: „На первый раз прости?“», — рассказывает Алексей Юрьевич.
Пока инспектор в лицах пересказывает истории водителей, его коллега выходит из-за угла, странно размахивая руками. Алексей поясняет, что это значит, что у остановленного водителя из документов только «усы, лапы и хвост», как в мультике «Простоквашино».
Третьим нарушителем оказывается симпатичная блондинка на «паркетнике». Увидев подходящего инспектора, она начинает старательно улыбаться и извиняться. Нарушение в первый раз, и девушка отделывается предупреждением. Зато угощает конфетами.
«Знаете, такие случаи нередки. Не все к нам плохо относятся. Например, летом в сильную жару, когда долго стоим на одном и том же месте, водители подъезжают к нам, привозят воду питьевую холодную. Мы же тоже водители, просто профессия у нас такая, — говорит Алексей Чеботов. — И кстати, на народное название «гаишники» мы не обижаемся».
Догнать — дело принципа
Плавно приближается полдень, а значит, время обеда. Кафе выбираются исходя из близости к посту. В ночную смену тяжелее: приходится обходиться хот-догами из ларьков. Поход в туалет тоже проблематичен: либо возвращаться в часть, либо заходить в какие-либо организации, где, кстати, относятся с пониманием. Инспектора в шутку называют это дело «на море».
«Обеденный перерыв у нас примерно час, стараемся уложиться быстрее. Ну и его время зависит от обстановки в городе: если есть ДТП в нашем районе, сначала поедем туда, — поясняет инспектор Алексей. — А вот на месте несения службы ничего не едим, ни семечки, ни орехи — ты же в форме, нехорошо это смотрится».
После обеда экипаж перемещается на следующую точку: улицу Большая Фёдоровская. Кстати, по городу патрульные авто перемещаются, соблюдая правила. Ведь если автомобиль едет без включённых спецсигналов и с нарушением скоростного режима, «добрые» горожане моментально звонят с жалобой в дежурную часть, и начальство наказывает.
Решаю спросить о неоднократно услышанной «чуйке» инспекторов на пьяных водителей.
«Это приходит с опытом. Пьяного водителя видно по поведению: едет, видит — инспекторы, тормозит, начинает разворачиваться — значит, что-то уже не в порядке. Либо при общении чувствуешь запах алкоголя. Ну а с теми, кто выпадает из-за руля, и так всё ясно. Все ведут себя по-разному. С 1 по 12 января только у нашего наряда, например, было 8 нетрезвых водителей. И все были спокойные, — рассказывает Алексей Юрьевич. — Конечно, в основном, пьяные за рулём — мужчины. Но была у нас как-то и пьяная дама, создавшая ДТП. От неё сильно пахло лекарством, нас это смутило, и мы предложили ей проверку на опьянение. Она, даже увидев показания прибора, активно убеждала нас, что она трезва и это всё действие валерьянки».
Сложнее, по словам сотрудников, приходится с «ночными жителями» — нетрезвыми водителями, рассекающими даже до магазина на автомобиле, чаще всего весьма агрессивными и склонными к побегу от инспекторов. Правда, после появления в машинах ДПС видеорегистраторов, драться с экипажем особо не лезут, никому такой компромат на себя не нужен.
«Некоторые бегают, причём в прямом смысле. Не останавливаются, пытаются скрыться от погони, понимают, что бесполезно, выскакивают из авто, бегут. Догнать — это дело принципа. Кто начинает скрываться и гнать «на полную», часто доезжает до ближайшего столба», — поясняет инспектор.
Случается всякое. Например, такой случай из практики коллег: одного пьяного задержали, стали грузить машину на эвакуатор. Не досмотрели инспекторы, в руке у задержанного оказался охотничий нож. Одного ранил в спину, второй успел достать табельное и выстрелить в ногу. Задержанный обосновал своё поведение тем, что не хотел отдавать машину на штрафстоянку.
На зебре всё спокойно
Сегодня на удивление спокойный день. Мало нарушителей, ДТП по городу есть, но в других районах. Как поясняет экипаж Алексеев, дневные ДТП, в основном, безобидные, страдает только железо. А вот в ночное время или праздничные дни, когда машин на дорогах мало и скорости значительно выше, последствия более серьёзные.
«Вообще, у нас постепенно в городе повышается культура вождения. Начинают пропускать пешеходов, сказалось, скорее всего, повышение штрафов. Но здесь две стороны медали: сами горожане порой идут по переходу, не глядя по сторонам! Вообще, причин городских ДТП множество, но основные — всё-таки погодные условия (гололёд, яркое солнце) и, конечно же, состояние дорог. Начинают объезжать многочисленные ямы и чиркают соседнюю машину. Ну а весной на дороги выезжают велосипедисты и мотоциклисты, значит, жди беды».
Время приближается к 20 часам, концу рабочей смены. Экипаж возвращается к зданию областного ГАИ, сдаёт материалы за день, которые потом заносятся в базу. Помыть патрульную машину, переодеться — и можно ехать домой, где ждут семьи. А завтра вновь рабочий день. Алексей Чеботов ждёт лета, чтобы заняться любимым хобби — рыбалкой.
«Что нам нравится в нашей работе? Общение с людьми. Меня знает очень много народа. Я в кабинетах не работал, только на дороге. Несмотря на то, что я по ту сторону от нарушителей, со многими складываются нормальные отношения», — обращаясь к напарнику, говорит инспектор.