Что грозит пользователям каршеринга, ездящим под чужим аккаунтом?
В последнее время в России участились случаи ДТП с участием каршеринговых автомобилей, водители которых использовали чужой аккаунт. Фальшивые учетные записи люди покупают в интернете. ГИБДД, в свою очередь, начали проверять у водителей документы на аренду машины. АиФ.ru узнал у автоюриста Сергея Радько, какая ответственность грозит водителю за использование поддельного аккаунта.
Какое наказание грозит за использование чужого каршерингового аккаунта?
Как поясняет Сергей Радько, использование чужого аккаунта формально может считаться угоном, а следовательно, должно наказываться по статье 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Такое действие наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
«Если используется чужой аккаунт для доступа к автомобилю, то, грубо говоря, используется ключ, который этому гражданину не принадлежит, и в этой связи нет никакой разницы, то ли он взломал отверткой замок и украл машину, то ли он взломал электронную систему аккаунта и завладел машиной. Судебная практика по таким делам пока еще не сформирована, но думаю, что скоро она появится, поскольку поддельные аккаунты стали уже довольно часто встречаться в том числе и в среде ДТП», — говорит Радько.
Автоюрист добавляет, что штрафные санкции за использование чужого аккаунта предусмотрены и самими каршеринговыми сервисами — их размер, как правило, прописан в договоре.
Может ли ГИБДД проверить, кто сидит за рулем — владелец аккаунта или нет?
По словам Сергея Радько, иногда патрулям ДПС при заступлении в наряд дают указание обращать внимание на каршеринг. Однако все, что может сделать сотрудник ДПС, — это потребовать предоставить документы на машину: водительское удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации.
«Но больше человек ничего предъявлять не обязан — ни данные о своем аккаунте, ни показывать на телефоне ничего», — говорит эксперт. Он добавляет, что факт использования поддельного аккаунта выясняется зачастую в случае ДТП, когда начинается подробная проверка инцидента.
«Если случилось ДТП, стали разбираться и выяснилось, что человек сидит за рулем незаконно, тогда, может быть, и будет уголовное дело. Но при обычной проверке документов правила дорожного движения не обязывают водителя предъявлять свой каршеринговый аккаунт или телефон», — заключает автоюрист.
В апреле 2019 года вопрос об идентификации личности водителей каршеринга поднимался в Госдуме. Так, в частности, депутат от ЛДПР Василий Власов обратился к министру транспорта РФ Евгению Дитриху, предложив обязать оборудовать каршеринговые автомобили камерами для идентификации личности водителя.
«Считаю целесообразным разработку законопроекта, обеспечивающего большую безопасность от лиц, которые не допускаются к управлению или лишены права управления транспортным средством. Одной из таких мер могло бы быть обязательное требование об установке камеры внутри транспортного средства, предоставляемого по системе каршеринг, для идентификации личности получающего в пользование транспортное средство», — пояснял Власов.