Почему ГИБДД запретили снимать номера с автомобилей?
Каким образом теперь инспекторы будут контролировать эксплуатацию неисправных транспортных средств, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.
Недействующая мера
Снятие регистрационных номеров с автомобилей применялось в качестве обеспечительной меры по ряду административных правонарушений: при управлении автомобилем с просроченной страховкой, езде без прав, на незарегистрированном автомобиле, машине с чрезмерной тонировкой и при других нарушениях.
Тогда эксплуатация машины запрещалась, а государственные регистрационные знаки подлежали снятию до устранения причины запрета. Водитель мог в течение этого дня управлять автомобилем, допустим, двигаясь в автосервис. Но на практике происходило иначе. После снятия номеров водители не спешили устранять неисправности, а лихачили еще больше, считая, что без номеров они превращаются в неподсудных.
Пришлось правоохранительным органам исправлять ситуацию. В октябре 2013 г. МВД своим регламентом упростило процедуру изготовления дубликатов номерных знаков. Теперь их в случае необходимости можно сделать в любой частной аккредитованной фирме за 30 минут, в то время как раньше необходимо было обращаться с заявлением в ГИБДД и долгое время ждать получения табличек. В итоге снятие регистрационных номеров как обеспечительная мера потеряло смысл.
В связи с этим в ноябре 2014 г. были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ, предусматривающая запрет эксплуатации транспортного средства путем снятия государственных регистрационных знаков, утратила силу.
Сейчас ничего нового не произошло. Закрепление запрета на снятие номеров с автомобилей оформлено в указе президента и носит формальный характер. Этот указ приводит уже действующие меры в полное соответствие с российским законодательством.
Запрет в силе
У инспекторов ГИБДД по-прежнему осталось право задерживать транспортные средства за такие нарушения, как: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, управление без регистрационных документов на автомобиль, управление с заведомо неисправной тормозной системой и рулевым управлением, управление ТС водителем, лишенным права управления. Но запрет реализуется с помощью других мер.
Задержание транспортного средства осуществляется путем перемещения его в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Далее его предписано хранить до устранения причины задержания. Другими словами, если водителя поймают пьяным, то вызывается эвакуатор из специализированной организации, а владелец машины, когда протрезвеет, оплачивает его услуги. Но к подобным мерам инспекторы прибегают крайне редко. Чаще автомобиль просят забрать кого-нибудь из родственников или друзей, вписанных в полис ОСАГО и допущенных к управлению машиной.
Между тем новые поправки приносят пользу иного характера. Теперь невозможно ездить без номеров ни при каких обстоятельствах. Раньше лихачи могли снять таблички, чтобы не попадаться под штрафы с камер, и ездили неделями.
Сейчас таким машинам уделяется особое внимание. За управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков прописана ответственность по статье 12.2 КоАП РФ. Нарушителям выписывается административный штраф в размере 5 тысяч рублей (или они лишаются права управления автомобилем на срок от одного до трех месяцев).
Такое же суровое наказание грозит и за вполне распространенную житейскую ситуацию, когда водитель, купив машину в автосалоне, получает номера, но по какой-то причине не успевает или не желает их закрепить на штатные места. Таблички бросаются в салоне или всовываются под окна. Такую машину может остановить первый попавшийся экипаж ГИБДД.
Выявлять любителей езды без регистрационных знаков сейчас можно с помощью системы видеонаблюдения «Безопасный город» или по старинке, при патрулировании экипажами ДПС. Любая машина без номеров теперь вызывает вопросы у сотрудников ГИБДД. Сначала ее выявляет камера, а затем сигнал поступает на ближайший пункт ДПС или экипажу, патрулирующему дороги поблизости.