Закон «О государственной регистрации транспортных средств» был принят в 2018 году, подписан еще летом, но должен вступить в силу только с 1 января 2020 года. В соответствии с ним, сопровождение сделки, а также регистрация транспортного средства и изготовление номерных знаков передается в ведение дилерских центров. Внутри них будут создаваться отделы по работе с клиентами, принимающие на себя значительную часть функций, которые ранее выполняли регистрационно-экзаменационные управления ГИБДД. Новые сотрудники должны работать на новом программном обеспечении. Они также будут зависимы от работы государственной системы регистрации транспортных средств. При этом дилеры должны закупить и оборудование для изготовления номерных знаков. Все это существенно усложняет дело.
Документы готовятся
Как и всякое большое начинание, новые правила регистрации автомобилей натолкнулись на массу проволочек. «Несмотря на то, что закон принят еще в 2018 году, уже подписан премьером и должен вступить в силу 1 января, еще не завершен процесс подготовки около 7 подзаконных актов, которые и должны запустить этот процесс», — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Сейчас премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал ключевой документ, который разрешает дилерам выдавать номера в автосалонах и описывает процедуру допуска компаний к базам ГИБДД. Теперь работать с ГИБДД смогут не все автодилеры, а только те, что прошли аккредитацию в МВД и были включены в реестр «специализированных организаций», имеющих допуск для осмотра машин. Такие компании должны подготовить собственных сотрудников для работы на специализированном оборудовании.
«Естественно, никто из дилеров не смог пока получить допуск в ГИБДД, потому как положение вступило в силу только к концу декабря, а примерно еще семь документов ждут подписи премьера, — продолжает Игорь Моржаретто. — А это значит, что процесс новой регистрации будет запущен немного позже».
Процесс будет протекать таким образом: сотрудники дилерского центра должны осматривать транспортные средства и проверять документы у владельца машины. Затем вся информация передается в ГИБДД, где она повторно проверяется и вносится в базы данных, после чего принимается решение и выдаче номеров. При этом вводятся два новых понятия: государственный регистрационный номер (ГРН) и государственный регистрационный знак (ГРЗ), то есть табличка с изображением цифр и букв. Номер присваивается автоинспекцией, а изготавливать его должен дилерский центр. Передвигаться без номеров теперь запрещено, а транзитные номера будут выдаваться только в тех случаях, если необходимо отогнать машину за границу. Тем самым новые автомобили должны выезжать за пределы торговой площадки только с номерами.
Закон есть, а регистрация задерживается
Правда, работать система начнет не скоро. Не готовы еще регламент ГИБДД, пять приказов МВД и четыре постановления правительства, на которые ссылается новый закон. В этих документах описаны порядок изготовления ГРЗ, требования к маркировке, требования к сотрудникам автосалонов, а также порядок аккредитации изготовителей номеров в реестр МВД.
Неудивительно, что многие дилеры сейчас опасаются неразберихи после новогодних каникул.
«Уже сейчас ясно, что мало кто из дилеров сможет обеспечить переход на новые правила регистрации в требуемые сроки. Покупателям будет дан выбор, ждать запуска новой системы или самим отправляться в ГИБДД для регистрации, — продолжает Игорь Моржаретто. — А сделать это непросто, так как по правилам дорожного движения ездить без прав запрещено, и любой наряд ГИБДД вправе не просто остановить машину для проверки, но и составить постановление о лишении водителя прав. Поэтому отвозить автомобиль в ГИБДД на осмотр придется на эвакуаторе».
По оценкам экспертов, в первое время с продажей новых машин могут наблюдаться сложности. Возможно, будет вноситься предоплата, а оформление документов и выдача номеров начнется в феврале, когда процедура отрегулируется.
«В принципе, ничего страшного произойти не должно, дилеры даже без закона находили способы регистрировать машины в ГИБДД, — рассказывает автомобильный эксперт Илья Огородников. — Они оформляли доверенности и получали документы зачастую даже без курсирования новых машин на стоянку ГИБДД. Поэтому они найдут способы решить возникшие трудности, потому как все каналы остались с прежних времен. Сам же закон „О государственной регистрации транспортных средств“ — это несомненное благо, потому как легализует те порядки, которые работали ранее в нарушение правил. Со временем процедура регистрации должна отрегулироваться, и во многом она станет более удобной для автомобилистов».
Цены на регистрацию транспортных средств включают стоимость госпошлины, изготовления номеров и выдачу ПТС и регламентируются государством. На данный момент стоимость услуги для легковых новых автомобилей составляет 3300 руб. и пока планов на ее изменение нет.