Предложение нашего премьер-министра о штрафе в полмиллиона рублей для нетрезвого водителя, нарушившего ПДД, взбудоражило почти всех. Трудно представить, какое ещё заявление могло бы так сплотить электорат вне зависимости от политических взглядов, места проживания и социального положения. Неравнодушны остались и миллиардеры (Михаил Прохоров) и простые граждане. Несмотря на вроде бы сонное утро субботы, волна негодования была настолько сильна, что Медведев был вынужден писать объяснения в соцсетях, о распространении санкций только на пьяных водителей.
В комментариях непосредственно к видеоблогу премьера — в основном уравновешенные высказывания, в которых выражается принципиальная поддержка борьбы с нарушениями на дорогах с многочисленными «но». Вот эти «но» в основном и составляют вариации. Причем, уточнение, что речь идёт о применении столь жёстких санкций только для нетрезвых водителей, не сильно поменяло характер высказываний.
Гумер, Красноярский край: «Повышение штрафов повысит коррупционную составляющую».
Павлов, Вологодская область: «…Хотелось бы нам, добропорядочным водителям, чтобы порядок на дорогах осуществлялся полными мерами, а не одноразовыми полумерами. Начиная от автошколы: чтобы несли ответственность за правильное обучение вождению, и чтобы инспекторы ДПС вовремя контролировали состояния автодорог и знаков, и сообщали соответствующим службам на необходимость устранения недостатков, и чтобы дорожники за такие грубые нарушения не отделывались тысячей рублей, а также им штраф выписывали на все 500 000 рублей».
Крылов Виктор, Москва: «… но не кажется ли Вам, что надо показать самому пример, чтобы водители на Вашем примере задумались над этими словами. Почему эскорты машин, перевозящие Вас и Ваших чиновников, носятся на огромных скоростях, буквально расшвыривая своими сигналами и мигалками, остальных участников дорожного движения... Сидишь в своей машине, смотришь на ваши машины и чувствуешь себя униженным и оскорбленным».
Кирьянов Михаил, Владимирская область: «Прочитал Вашу инициативу о значительном повышении штрафов за проезд на красный свет и выезд на встречную полосу. В целом согласен, но хотел бы высказать свои соображения по вопросу степени общественной опасности нарушений ПДД. Вот если водитель пересек сплошную линию одним колесом, т.е. на 15 см и если водитель полностью выехал на встречную полосу, то какое действие более опасное? Ясно, что полный выезд на встречную полосу. А почему наказание то одинаковое. Где здравый смысл?».
В комментариях к новостям и на различных форумах люди пишут гораздо жёстче и резче, и затрагивают не только темы ответственности представителей государства, но и переходят на личности. Да и выражается это в словах, мягко говоря, не публичных. И ещё большинство очень задела подача материала. Премьер подъезжает на чёрном тонированном BMW X5, одет в чёрную кожаную куртку. На память приходят ассоциации с фильмами «Бумер» и сериалом «Бригада» — не самыми идеологически правильными произведениями.
Большинство высказываний можно свести в несколько положений, которыми при желании можно руководствоваться как программой к действию.
Первая проблема – качество дорог. Буквально на прошлой неделе была обнародована статистика, согласно которой, пятая часть аварий происходит из-за несовершенства дорожного полотна. К этому же пункту можно отнести и дорожную разметку вместе со знаками. Нередко их сочетание не даёт возможности не нарушить. Европа, в которой и с тем и с другим дела обстоят гораздо лучше, не выставляет гражданам подобные счета.
Основная тема – дифференцированный подход. В основном он применяется для «своих». А вот для «чужих», то есть обычных водителей, он как раз не предусмотрен, хотя должен. И завесить он должен от множества факторов: тяжесть правонарушения, его кратность, опыт вождения, стоимость автомобиля и прочее. Понятно, что все нюансы предусмотреть трудно, но можно разработать справедливую сетку, а все несогласные имеют право обратиться в суд.
И здесь возникает ещё один, и, пожалуй, главный вопрос – коррумпированность представителей власти, начиная от инспектора ГИБДД, заканчивая судьёй самой высшей инстанции. И сюда входит и «кривая» разметка, и деление водителей на тех, кому «закон писан», и «кому не писан». Увеличение штрафов, которые будут загонять людей в кабалу, может дать только большее поле для творчества.
И ещё Дмитрий Анатольевич как юрист должен предполагать определённую сложность в формулировке статей, по которым будет осуществляться наказание. Ведь езда в пьяном виде – одно нарушение, выезд на встречную полосу, проезд на красный и превышение скорости – другое. Если они по отдельности — то это одно наказание, а их совокупность даёт совсем другой результат. И потом. Нельзя оставлять подобную вилку в наказаниях – 100 рублей и 500 000. Должны «подтягиваться» и все остальные штрафы. А если авария произошла по вине пьяного пешехода, чем он лучше водителя? Ему тоже нужно полмиллиона оплатить…
В общем, борьба с пьянством на дороге — дело очень нужно и полезное. Но, как написал к комментариях к видеоблогу некто Кирилл из Московской области: «Большая ответственность от народа требует большей ответственности от власти».