Примерное время чтения: 5 минут
1106

Штраф за агрессивную езду — борьба с лихачами или новые поборы?

Дмитрий Анатольевич является очень активным борцом за безопасность на дорогах. Иногда его действия и решения в данном направлении вполне оправданы и необходимы, как это продемонстрировало его последние совещание по БДД, а иногда носят несколько неадекватную оценку, например предложение о введении штрафа в 500 тысяч за проезд на «красный». Сейчас же он ставит задачу разработать определение «опасного» и «неосторожного» вождения.

Заглядываясь на зарубежный опыт цивилизованных стран, многие наши законотворцы уже несколько раз пытались ввести наказание за опасную езду. Только в прошлом, 2012 году депутаты два раза подступались к подобным законопроектам. Один раз весной, другой — в сентябре. Так законопроект Ярослава Нилова под номером 57721-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения))» был зарегистрирован ровно год назад 18 апреля и сейчас находится в архиве.

Основными параметрами агрессивного метода вождения законопроектом указывались:

  • неоднократное опасное маневрирование,
  • либо неоднократное опасное перестроение по полосам движения в нарушение Правил дорожного движения,
  • либо неоднократное резкое торможение, совершаемое после резкого ускорения или без такового,
  • либо создание искусственных помех для других участников дорожного движения,
  • либо опасное приближение к впереди идущему транспорту с последующим движением в непосредственной близости от него.

Официальный отзыв правительства (того самого, которым руководит Медведев) содержит целый ряд вопросов к документу. Помимо дубля некоторых норм и отсылке к отсутствию определения понятия «агрессивной езды», основным спорным моментом указано то, что: «...объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 1 статьи 1 законопроекта, требует конкретизации, поскольку использование понятий „неоднократное опасное маневрирование“, „неоднократное опасное перестроение по полосам движения“, „неоднократное резкое торможение“, „резкое ускорение“, „искусственная помеха“, „опасное приближение“, „движение в непосредственной близости“, содержание которых в законодательстве Российской Федерации не раскрывается в качестве обязательных признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, затрудняет возможность правильной квалификации правонарушения и допускает широту дискреционных полномочий правоприменителя».

В общем, правительство год назад закон не поддержало, а сейчас получило задание разработать всё то, к чему возникли вопросы.

Все мы интуитивно понимаем, о каком стиле вождения идёт речь. Наверное, почти каждый водитель сталкивался с любителями поездить «шашечками», или наглецов, которые упираются в спину и начинают слепить дальним светом, требуя, чтобы их пропустили. А если таких не пропускают, они могут и подрезать, добившись своего и оказавшись впереди.

Тем не менее, введение штрафов в 5000 рублей может быть оправданно только очень продуманным описанием нарушения. В противном случае это будет одна из самых коррупционных статей законодательства. Ведь, по сути, сотрудник ГИБДД может привлечь любого водителя к ответственности за «опасную» на его субъективный взгляд езду.

Водители не должны доказывать, что им несколько раз пришлось сменить полосу движения просто, чтобы объехать ямы. Значит нужно прописать допустимое количество перестроений, их амплитуду, и, в идеале, сделать исключение для действия правил на участках, где дорожное полотно подлежит ремонту. Его можно будет убрать, когда все дороги страны будут приведены в порядок. То есть никогда.

Мигание «дальним светом» вообще пока не может расцениваться как признак агрессивной езды поскольку прописано в Правилах дорожного движения — пункт 19.11 гласит: «Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет».

Перед МВД и Минюстом стоит очень непростая задача — создать действующую норму с низким коррупционным свойством. Исключить эту «коррупционную» составляющую теоретически могла бы электроника и фото- видеофиксирующая аппаратура. Но как написать алгоритм, который будет выполнять столь сложную выборку пока не понятно. Хотя, у нас же собираются ввести штрафы за превышение средней скорости!

На мой взгляд, одним из самых действенных способов могли бы стать записи с видеорегистраторов водителей, ставших свидетелями такой агрессивный езды. И моральный оттенок тут не напоминает так нелюбимое в нашем обществе стукачество, а демонстрирует заботу о себе и своих соседей на дороге, заботу о безопасности.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах