Стоимость обучения в автошколах возрастёт на треть, а срок обучения увеличится на месяц. При этом большую часть времени кандидаты в водители будут заниматься зубрёжкой предметов, которые едва ли им пригодятся на практике. К такому выводу пришли профессиональные инструкторы, ознакомившись с примерными программами обучения водителей, утверждёнными Минобрнауки в минувшие выходные. Теперь, чтобы приступить к работе, автошколам необходимо на основе этих программ составить собственные. А также получить лицензию от ГИБДД: полицейские проверят на соответствие новым требованиям учебные автомобили, площадки и преподавательский состав.
«Наше профессиональное сообщество ожидало этой реформы много лет. За это время изменились дорожные условия, появились скоростные магистрали, а мы всё продолжали готовить водителей по старинке, — рассказал АиФ.ru председатель правления НП "Гильдия автошкол" Сергей Лобарёв. — Здорово, конечно, что про нас всё-таки вспомнили. Но результат реформы всех удивил. Кажется, её писали на скорую руку, просто для галочки. А что может быть социально значимее нормальной подготовки водителей?»
Любителям за рулём не место
Главное новшество реформы заключается в том, что водители будут получать не любительское, как раньше, а профессиональное образование. Автошколы возведут в ранг техникумов: на них будет распространяться закон «Об образовании», а также специфические требования, предъявляемые к профессиональным учебным заведениям. Например, в обязательном порядке потребуются столовые и медицинские кабинеты. Кроме того, автошкола обязана будет реализовывать право инвалидов на обучение.
«Очень уважаю людей, которые, вопреки каким-то физическим недостаткам, стремятся жить полноценно, но не лучше ли создать для них специализированные автошколы? — задаётся вопросом Лобарев. — А то получается, что в каждом классе должны быть преподаватели, специализирующиеся на тех или иных физических недугах. А как иначе работать с инвалидами? Кроме того, школам потребуются лифты, пандусы и специальные туалеты. Немногие могут себе это позволить. Что делать остальным? Закрываться?»
Профессиональный подход к обучению избыточен не только для автошкол, но и для людей, которые не собираются в будущем связывать свою жизнь с работой на транспорте. А таких подавляющее большинство, отмечает главный редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол», автоинструктор Геннадий Громоковский. «Предположим, что вы просто хотите открыть категорию "М", чтобы летом немного погонять на скутере. Это вообще задумывалось для 16-летних пацанов, поэтому там должен быть самый минимум: 24 глава ПДД, практические занятия, да и хватит с них. Но ребят хотят заставить выучить всё, начиная от устройства автомобиля, заканчивая правилами коммерческих грузоперевозок. Более 100 часов теории! Я не шучу, это включено в базовый курс, который станет обязательным для всех категорий. Ну зачем, скажите на милость, большинству людей вникать в регламент труда и отдыха дальнобойщиков?» — недоумевает эксперт.
Новые предметы для водителей: экология и психофизиология
Всего Минобрнауки подготовило 16 программ по 10 категориям и 6 подкатегориям (А1, B1, C1, C1E, D1E), которые были введены поправками в Закон «О безопасности дорожного движения» в 2013 году. Кроме того, составлено ещё 10 программ переподготовки водителей и две — для повышения квалификации. Учебный процесс будет поделен на три курса: базовый, общий для всех; специальный и профессиональный. Изменения затронут различные аспекты преподавания: теоретический курс будет расширен с нынешних 106 до 150 часов. А вот курс оказания первой помощи, наоборот, сокращён с 24 часов до 16.
Кроме того, в программе появятся совершенно новые дисциплины: «Основы управления транспортным средством», обучающие экономичной и экологичной езде, а также «Психофизиологические основы деятельности водителя» — для профилактики дорожных конфликтов. Кандидату в водители также придётся выбирать, на какой машине он хочет пройти обучение — с механической или автоматической коробкой передач. Переучивание на другую трансмиссию — это отдельный 16-часовой курс.
Озвученные цифры ничем не подкреплены и напоминают начётничество: например, обучение теории давно компьютеризировано, зачем же заставлять людей терять столько времени в аудиториях? Такого мнения придерживается Геннадий Громоковский: «За рубежом на теоретический курс тратится в среднем 50 часов. Это значит, что кто-то проходит его за 40, а кто-то за 60 часов. Там господствует индивидуальный подход: все люди разные, автошкола — не инкубатор. А у нас опять получается зубрёжка и начётничество в расчёте на то, что это как-то поможет», — посетовал он.
Впрочем, есть и другое объяснение раздутой программы — это лоббирование своих интересов производителями различных учебных пособий. «Когда профессиональное сообщество видит в экспертном совете руководителя станции техобслуживания, которая поставляет прицепы, становится понятно, откуда в базовой программе взялись три упражнения с прицепом. Которые, кстати, большинству водителей вообще не нужны. Когда мы видим в совете представителя торгового дома, реализующего учебные пособия, проясняется вопрос со 150 часами теории», — заявил председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев. По мнению эксперта, все эти изменения повысят стоимость обучения на 30 % и удлинят его на месяц. А вот качество обучения так и останется под вопросом.
Напомним, что в 2009 году программа обучения в автошколах уже подвергалась масштабному реформированию. Тогда Минобразования и МВД разработали ряд требований к автошколам: например, предписание иметь собственный автодром с железнодорожным переездом, оборудованный светофорами и вебкамерой. А также проводить психологическое тестирование абитуриентов для выявления личностей, склонных к агрессии на дороге. Отметим, что по большей части эти требования остались нереализованными.