Примерное время чтения: 6 минут
901

По «китайцам». Эксперты оценили последствия увеличения утильсбора на авто

Члены экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности и торговле предложили вновь повысить утилизационный сбор, чтобы защитить отечественный автопром от конкуренции со стороны иномарок. Это едва ли поможет улучшить качество российских машин, но ударит по кошелькам автолюбителей, предупредили aif.ru эксперты.

Аргументы

Председатель экспертного совета при комитете Госдумы и президент «Автоваза» Максим Соколов считает, что увеличение утильсбора заставит иностранные компании вкладывать деньги в создание и развитие производства внутри России. Ведь привезенные уже готовыми машины станут слишком дороги. То же самое касается коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей, отметил Соколов. Для легковушек главным конкурентом на рынке являются китайские авто, сказал он.

«Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии. Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 миллионов штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский», — пояснил он.

Китайские бренды совокупно занимают уже 60% российского легкового авторынка в количественном выражении. Остальная треть рынка — это продукция «АвтоВАЗа». При этом по деньгам соотношение совсем другое: у отечественного автопрома лишь 9% рынка, а остальные деньги с покупателей собирают иностранцы.

«Это значит, что оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов», — подчеркнул Соколов.

Если ничего не предпринять, то российское производство автомобилей продолжит отставать в технологическом плане и сокращаться в объемах. «Национальные автомобильная и автокомпонентная отрасли готовы к честной рыночной конкуренции. Но для этого все игроки должны соперничать внутри единого правового и рыночного поля», — добавил президент «АвтоВАЗа».

Возражения

Отечественные автомобили занимают тот ценовой сегмент рынка новых автомобилей, где у них и так не осталось конкурентов, рассказал aif.ru партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Продукция „АвтоВАЗа“ продается в основном по ценам от 1 до 1,5 миллиона рублей, а китайские модели от 1,5 миллионов только начинаются, а обычно стоят 2-3 миллиона рублей. Если утильсбор еще сильнее повысить, то позиции „АвтоВАЗа“ укрепляются и в самом верхнем сегменте, но у покупателя сильно сократится выбор», — сказал эксперт.

После августа 2023 года, когда утильсбор повышали предыдущий раз, покупатель стал переплачивать за самые массовые модели с объемом двигателя от 1 до 2 литров дополнительные 100 тысяч рублей. «Тогда все машины резко подорожали, и если утильсбор повысить снова, ситуация с ценами повторится. Если повысят с 300 тысяч до 500 тысяч рублей, то при покупке автомобиля придется заплатить еще по 200 тысяч сверх того, что есть», — пояснил он.

При этом повышение утильсбора не заставит иностранные компании открывать свои заводы в России, убежден Игорь Моржаретто. «Этому есть две основных причины. Первая — слишком велик риск попасть из-за этого под западные санкции. Вторая — это невыгодно из-за относительно небольшого объема российского авторынка, лишь около 1,5 миллиона машин в год. Все новые проекты у нас — свои, российские, просто с иностранным участием», — перечислил он.

Рост утильсбора будет означать дальнейшую монополизацию на российском авторынке, а монополия всегда предлагает потребителю продукцию хуже и дороже, чем она могла быть в атмосфере здоровой конкуренции. Об этом aif.ru заявил президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

«Наш автопром безнадежно отстал, даже при том, что он много лет существует в условиях постоянного получения различных льгот и дотаций от государства. Рассчитывать, что эту ситуацию изменит новое повышение утильсбора, было бы наивно. Современный автомобиль — это результат производственной кооперации разных стран, так что рост сборов никак не ведет к повышению качества. Растет только цена. Эта инициатива ударит по карману людей», — сказал Кирилл Форманчук.

Предложения экспертного совета будут направлены в комитет Госдумы по промышленности и торговле и в уполномоченные органы исполнительной власти, но не факт, что там с ними согласятся, отметил Игорь Моржаретто.

Что такое утильсбор

Утилизационный сбор — это разновидность налога на людей и компании, которые ввозят или производят автомобили в России. Однако отечественному автопрому и тем предприятиям, которые локализовали производство в России, деньги возвращают назад.

Последний раз утильсбор повышался 1 августа 2023 года, что привело к росту цен на автомобили в России. Для легковых автомобилей ставка сбора увеличилась в 1,7-3,7 раза в зависимости от объема двигателя.

Также власти приняли меры против бизнеса автоперегонщиков. Теперь если физлицо ввозит в Россию больше одного автомобиля в год и продает его в течение года, то платит утилизационный сбор по ставке для юрлиц. Это дополнительно защищает отечественных производителей от конкуренции с импортными моделями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах