Возраст не помеха?
Мнения опрошенных нами автоэкспертов разделились. Некоторые считают, что надёжную машину на ходу дешевле 300-400 тыс. руб. не найти. «За 150 тыс. руб. при нынешнем курсе доллара ничего нормального не купить, - говорит партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. - Это либо 7-летняя автомашина советской модели, либо 15-летняя иномарка. А какой у неё пробег, я даже затрудняюсь сказать… Скорее всего, для того, чтобы поехать на ней, придётся вложить такую же сумму».
«Можно найти нормальную машину и за 50, и за 100 тыс. руб., причём с минимальным пробегом, - убеждён коллекционер автораритетов Михаил Уханов. - Возраст ни о чём не говорит. Важно состояние машины - убить её можно и за год-два, а можно 20 лет ездить и поддерживать в отличном состоянии». Всё зависит от владельца, считает эксперт: например, не стоит верить, что таксист продаст вам небитого и незагнанного «железного коня».
Родная или иностранка?
Предложение на рынке в самой дешёвой категории начинается от... 28 тыс. руб. Это древние иномарки 1980-1990-х гг. выпуска или советские автомобили. Но, если отбросить явно экстремальные экземпляры, где «всё хорошо, но кузов надо доделать», можно посмотреть небитую и неубитую «Ладу» (ВАЗ-2107) 2010 г. выпуска за 105 тыс. руб. По мнению экспертов, этот автомобиль удобен для эксплуатации в глубинке, где важны минимальная стоимость обслуживания, а также возможность ремонта «на коленке». Альтернативные варианты: ВАЗ-2105 за 125 тыс. руб. или ВАЗ-2110 за 115 тыс. руб. Кстати, эта модель отличалась от других «лад» и «жигулей» лучшей защищённостью от коррозии. За 150 тыс. руб. продают ВАЗ-2113 2012 г. выпуска. Важно отметить, что все перечисленные «лады» выпускаются с механической коробкой переключения передач.
Что касается импортных автомобилей, то здесь надёжность сильно зависит от марки. «За 150 тыс. руб., например, предлагают «Дэу Нексия», - говорит Игорь Моржаретто. - Но она редко живёт дольше 10 лет, зачастую рассыпается».
Дёшевы и пятилетние «китайцы» («Лифан Бриз», «Чери Бонус»), однако приобретать их в подержанном состоянии вряд ли стоит, так как у многих потребителей возникают вопросы к качеству металла. Не в чести у знатоков и полноприводные машины: привод ломается в первую очередь. Не советуют приобретать автомобили старше 10-15 лет с «автоматом» - редкая АКПП выдерживает столь солидный срок службы.
В категории «кому до 150» на рынке популярен «Фольксваген Гольф» IV, производство которого прекращено в 2009 г. Однако дешевле 150 тыс. руб. можно найти лишь машины выпуска конца 1990-х и начала 2000-х.
Среди возрастных «японцев» вне конкуренции «Ниссан Альмера» 1-го и 2-го поколений. Это машины класса комфорт - с «буржуазными излишествами» вроде климат-контроля, бортового компьютера и обогрева сидений. За 146 тыс. руб. можно купить маленькую, но надёжную «Шкоду Фабия» 2007 г. По 125-135 тыс. предлагаются узбекские малыши «Дэу Матиз» 2010 г.
«Тому, кто собрался покупать дешёвый автомобиль с пробегом, нужно присмотреться, сколько таких машин бегает по его городу, - советует Михаил Уханов. - Если в день видите больше десятка, покупайте. Заказывать новые детали в десятилетнюю машину как минимум глупо да и дорого. Если таких машин в городе много - найдёте всё необходимое в удовлетворительном состоянии и по приемлемой цене на авторазборках».