Продолжающийся кризис на рынке новых автомобилей серьёзно нарушает годовые планы продаж, что приводит к затовариванию складов и вынуждает автопроизводителей пересматривать ценовую политику. Накануне компания Opel объявила об изменении рекомендованных розничных цен на седан и хетчбэк Astra. Как сообщает «АвтоСреда», скидка на пятидверные модели составила 45 тысяч рублей; «трёхдверка» Astra GTS и универсал Sports Tourer подешевели на 15 тысяч. Другой немецкий бренд, Volkswagen, до конца сентября предлагает скидки на модели локальной сборки: Polo Sedan (минус 40 тысяч рублей), Jetta (минус 55 тысяч рублей), Tiguan (минус 49 тысяч рублей) и Touareg (минус 160 тысяч рублей). Корейская компания SsangYong объявила о снижении цен на 40 тысяч рублей для всей линейки, вне зависимости от комплектации.
Не остались в стороне и отечественные производители. Так, например, АвтоВАЗ предлагает скидку в 30 тысяч рублей на все комплектации трёхдверного внедорожника Lada 4X4. Напомним, что в июне тольяттинский завод потерял 28 % продаж и был вынужден приостановить производство некоторых моделей. И это лишь вершина айсберга скидок: большинство брендов не объявляют специально о снижении стоимости авто. Но если посмотреть прайс-листы, можно заметить, что в конце августа – начале сентября подешевели такие модели, как Nissan Juke (на 55 тысяч), Suzuki New SX4 (на 50 тысяч), Opel Mokka (на 90 тысяч), KIA Сee’d (скидка от 40 000 до 80 000 рублей).
Помимо прямого снижения цен, автопроизводители также прибегают к расширению пакета опций в базовых комплектациях. Такой способ справиться с кризисом выбрал Ford, лишившийся в июне 52 % продаж.
«Сегодня доступны автомобили Ford Focus 2015 модельного года, которые предлагаются в более выгодных вариантах комплектаций, — рассказала АиФ.ru вице-президент по связям с общественностью компании Ford-Sollers Елизавета Новикова. — Теперь их три: начальная Ambente, затем SYNC edition, которая заменила собой серию Trend, и Titanium. В серию SYNC Edition входит бесплатный пакет "SYNC", включающий мультимедийную систему, обогревы лобового стекла и передних сидений, противотуманные фары, кожаный руль и подлокотник, а комплектация Titanium в базе уже имеет пакет "Технологии" с системой автоматического торможения, электрообогревом лобового стекла, круиз-контролем с ограничителем скорости и систему мониторинга падения давления в шинах».
Стагнирующий рынок со своей стороны пытается поддержать государство: с начала сентября Минпромторг возобновил программу утилизации автомобилей. При сдаче старой машины покупателю будет предложена скидка от 50 до 350 тысяч рублей на любой новый автомобиль российской сборки. Размер скидки будет зависеть от типа автомобиля: легковушка, внедорожник или грузовик. Отметим, что Ульяновский автозавод объявил о старте расширенной программы трейд-ин, которая продлится до конца месяца. По информации Авто@Mail.ru, покупатель, сдавший в сентябре старый автомобиль любой марки, сможет претендовать на скидку в 90 тысяч рублей при покупке УАЗ Hunter. Скидка на модель Patriot составит 101 тысячу рублей, а коммерческая модель Pickup упадёт в цене сразу на 120 тысяч рублей. Такая щедрость не выглядит удивительной, если вспомнить, что в июне продажи УАЗ снизились на 22,4 %, а спрос на «народные» модели, вроде 3303 «буханки», сократился сразу на 44 %.
Эксперты, опрошенные АиФ.ru, по-разному оценивают эффективность господдержки. Начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун считает, что программа утилизации сможет лишь ненадолго приостановить падение продаж: «Программа призвана сдержать падение рынка, но на рост рынка рассчитывать не приходится. Положительной стороной новой программы является то, что она охватывает все сегменты рынка — не только легковые, но и коммерческие автомобили. Основная мера поддержки — это общая стабилизация экономической ситуации, но вряд ли это в ближайшее время реально. Так что приходится ожидать падения рынка и в дальнейшем. Программа утилизации лишь немного его притормозит».
В группе Ford-Sollers полагают иначе: «Мы уверены, что данная программа поможет поддержать рынок новых автомобилей в России. Она также будет способствовать выбытию старых автомобилей, общему обновлению автопарка в России, средний возраст которого один из самых больших в Европе, а также стимулирует покупателей пересесть на современные, безопасные и экологичные автомобили», — заявила PR-менеджер Елизавета Новикова.