В музее «Московский транспорт» открылась выставка, посвящённая юбилею самого распространенного в нашей стране автобуса ЛиАЗ-677. Главным героем экспозиции стал «актёр на колёсах» — автобус, принявший участие в съёмках фильма «Джентльмены удачи».
Именно в салоне этого транспортного средства происходит захватывающая завязка сюжета, когда профессор Мальцев принимает безобидного заведующего детским садом Трошкина за предводителя уголовной банды.
Посетители с удовольствием забираются в автобусы, отдыхают на пассажирских сиденьях, даже садятся за руль. И если не ощущают себя героями фильма, то в любом случае отчётливо чувствуют, что попали совсем в другое время, когда деревья были большими, колбаса — натуральной, а до Парижа нельзя было доехать ни на каком автобусе.
Выставка организована в честь 50-летия выхода на «большую дорогу» — точнее, на массовые городские маршруты — самого популярного советского автобуса, в экспозиции — четыре экземпляра, бережно восстановленные сотрудниками ГУП «Мосгортранс». Первый опытный экземпляр был выпущен на автобусном заводе в городе Ликино-Дулёво (Московская область) в 1963 году. А затем было налажено массовое производство, которое закончилось только в 1991 году, хотя штучная сборка на других автопредприятиях продолжалась до 2002 года. С 1973-го года автобусы даже отправлялись на экспорт на Кубу и в страны Варшавского договора.
Выставка «50 лет ЛиАЗ-677 в Москве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 21.00 часов.
История на колёсах
Кроме неё, в музее «Московский транспорт» (ул. Рогожский Вал, д. 92, справки по телефону (495) 911-80-21) можно познакомиться с постоянно действующей экспозицией, представляющей собой крупнейшую коллекцию старинных автомобилей. В её основе — легковые и грузовые автомобили, спецтехника, городской общественный транспорт (вышеупомянутый ЛиАЗ, ЗИЛ-157, один из первых московских автобусов ЗИС-8). Многие машины, когда-то весьма популярные, существуют сегодня здесь в единственном экземпляре.
Есть в коллекции машины-«самоделки», созданные конструкторами-самоучками, имеются породистые спортивные болиды и спорт-кары, когда-то побеждавшие на автогонках международного уровня. В тематических залах музея можно познакомиться с военной техникой, увидеть, как совершенствовались с годами машины «скорой помощи», автомобили автоинспекции. Всего в экспозиции три сотни автомобилей, здесь можно ясно представить историю транспорта в нашей стране.
Посетители могут попасть на обе выставки по одному и тому же билету.
Музей воспоминаний
Ещё одна необычная коллекция расположена в Музее индустриальной культуры в Кузьминках (Юго-Восточный округ, ул Заречье, вл. 3А, от метро «Волжская» или «Кузьминки» идти через парк «Кузьминки»). Он создан на месте ныне закрытого «Музея экипажей и автомобилей», экспозиция которого включала три десятка уникальных автомобилей, восстановленных и отреставрированных энтузиастами-автомобилистами по чертежам, фотографиям и документальным материалам. Музей индустриальной культуры можно назвать скорее «музеем воспоминаний», так как здесь, помимо старинных автомобилей, находятся предметы самого разного технического назначения, которым давно нет применения: радиоприёмники, автоматы с газированной водой, старинные швейные машинки и многое другое, от чего в голове вспыхивает целое облако ностальгических ассоциаций: «А помнишь, у нас на даче была такая штука...».
Экспонаты здесь можно трогать руками и рассматривать. Дважды в год музей проводит праздник-реконструкцию «Исторические хроники», а летом проходит «ВИВАТ» — «Выставка Исторической и Военной Авто-мото Техники».
Экспонаты на ходу
В музее ретро-автомобилей «Автовилль» (улица Усачёва, д. 2, стр. 1, заказ экскурсий по телефону (495) 705-98-81) многие экспонаты ещё живут полноценной жизнью, то есть передвигаются «на своих четырёх» колёсах, участвуют в выставках и авторалли. Удивительно, но этот музей абсолютно «живых» и подвижных экспонатов убеждает нас в том, что автомобиль может быть не только средством передвижения, но ещё и самостоятельной художественной ценностью, арт-объектом. А как прикажете относиться к машине, над которой работали не только конструкторы и технологи, но ещё и художники и дизайнеры, стараясь добиться паритета между эстетикой автомобиля и его блестящими ходовыми качествами.
В коллекции музея — полсотни уникальных машин из частных коллекций, по которым можно составить представление о развитии мирового автопрома с 1907 года и до сего дня.