Вообще-то, вопрос о максимальной продолжительности выпуска очень спорный. Есть много моделей, которые спустя долгие годы жизни сохранили только имя и в лучшем случае форму кузова. Среди таких однозначным рекордсменом является легендарный внедорожник Chevrolet Suburban. Восьмиместный гигант, чьё имя давно стало нарицательным, выпускается с 1935 года. С тех пор сменилось 12 поколений!
Мы же обратим внимание на настоящих «динозавров». Они как встали на конвейер десятки лет назад, так и стоят практически в первозданном виде. Например, «Буханка». Грузопассажирский внедорожник УАЗ-452 пошёл в серию в далёком 1965 году, и сегодня пара десятков его модификаций продолжают смотреть на нас широко открытыми «глазами». На данный момент именно «Буханка» является главным долгожителем советского и российского автопрома. И «хлебное» прозвище, придуманное ещё испытателями, по-прежнему в ходу. За 51 год у 452-го появилась тьма версий: от банальных санитарных и военных до экспериментального автобуса с тремя мостами и автомобиля для киносъёмок. Удивительно, но комфорт и безопасность остались практически на уровне 60-х. О каких удобствах можно говорить, если появление перчаточного ящика и розетки в XXI веке воспринимается как обновление модели. А «Буханку» всё равно любят. За невероятное умение «вспахать» практически любую целину, за простоту конструкции и ремонтопригодность в полевых условиях. Кажется, ничто не заставит отказаться от производства модели ещё долго.
«АвтоВАЗ» как ни пытался, побить ульяновский рекорд не смог и вряд ли сможет. Хотя бы потому, что в день рождения «Буханки» завода в Тольятти ещё не было. Главный долгожитель среди «Жигулей» — «Нива». Со временем из ВАЗ-2121 она трансформировалась в Lada 4×4 Urban. Тот самый случай, когда название меняется, а суть остаётся. Первый кроссовер в мире моложе «Буханки» на 12 лет и также до сих пор стоит на конвейере. Идеологически совсем другой автомобиль, но достоинства схожие — проходимый, простой, дешёвый. По числу версий, если посчитать зарубежные, «Нива» даст фору даже УАЗу. Заднеприводный чеченский внедорожник «Сталкер», снегоболотоход «Марш-1», пикап «Волк» — что только ни делали с бедной «Нивой».
Но это наши рекордсмены, а за рубежом всё ещё интереснее. «Ладе» и даже УАЗу далеко до некоторых иностранных долгожителей. Самый старый на сегодня автомобиль в мире — двухместный родстер Morgan 4/4. Да-да, британцы до сих пор выпускают модель образца 1936 года! Две четвёрки в названии означают «четыре колеса + четыре цилиндра». Если наши рекордсмены остаются на плаву благодаря низкой цене, то для Великобритании Morgan, наоборот, игрушка для богачей. Как и в 30-е годы, каждый экземпляр собирается вручную. Поэтому в год их выпускают всего около полутысячи. Каких-то 28 тысяч фунтов стерлингов, 7–8 лет ожидания — и она ваша. Совсем недавно компания отпраздновала 80-летие модели выпуском спецверсии и сняла по случаю видеоролик.
Следом за «Морганом» расположился ещё один британец — Bristol Type 603. Спортивный и некогда люксовый автомобиль собирается с 1976 года. Его внешность дизайнеры не меняли с 1983-го. Как же на Туманном Альбионе чтят традиции! Иначе не объяснить, как этот страшно неудобный и архаичный во всём автомобиль с бешеной ценой 200 тысяч долларов популярен среди местных автоценителей. Британская живая классика — этим всё сказано.
Замыкает тройку долгожителей мирового автопрома чистокровный немец, но очень популярный в России. «Гелендваген» собственной персоной, или, по-научному, Mercedes-Benz G-Class. Конечно, с 1979 года гражданская версия внедорожника значительно модернизировалась, хотя это по-прежнему узнаваемый «чёрный квадрат на колёсах». Но оригинальная модификация в 461-м кузове производится до сих пор, в основном для военных целей. Проходимый и вместительный Geländewagen служит в армиях многих европейских стран и не только.
К сожалению или к счастью, сказать сложно, но список автомобильных долгожителей стремительно молодеет. За последние несколько лет с конвейера навсегда сошла парочка из клуба «кому за 50»: Volkswagen Type 2 (64 года в производстве) и Hindustan Ambassador (56 лет). Рано или поздно и «Буханка» с «Гелендвагеном» уступят дорогу молодым.