Российским мегаполисам угрожает экологическая катастрофа — это не просто алармистское восклицание, а сухая статистика Минздрава. В крупных городах более 80% вредных выбросов приходится на автомобили; только в Москве 3,5 тысячи человек ежегодно умирают от болезней, вызываемых токсинами и канцерогенами в автовыхлопах. Очевидно, что автомобилей на дорогах в будущем меньше не станет; только за последние 20 лет их количество выросло более чем в 4 раза и, видимо, будет расти дальше. Это вынуждает власти столицы искать нетривиальные пути решения экологической проблемы. Один из таких путей — внедрение электрического транспорта.
Электробус
Около 40 электрических автобусов начнут курсировать по Садовому кольцу уже в будущем году. Как отметил заместитель мэра Москвы и руководитель столичного департамента транспорта Максим Ликсутов, электробус — это хорошая замена для привычного троллейбуса, который из-за своей неповоротливости часто становится причиной образования пробок. В дальнейшем «электрические автобусы» смогут заменить шумный и неэкологичный общественный транспорт, работающий на бензине и дизеле.
Отметим, что замена даже одного автобуса на электробус позволит сократить вредные выбросы на 300 тысяч кубометров в год. Некоторые европейские столицы пошли по тому же пути — к примеру, в Вене на нескольких маршрутах в центре электробусы полностью вытеснили автобусы. С учётом того, что московский автобусный парк к 2016 году будет насчитывать 8 тысяч машин, общее количество вредных выбросов в атмосферу составит 2,4 млрд кубометров в год. Однако, если постепенно заменять выработавшие ресурс автобусы электробусами, уже к 2020 году парки на 20% будут состоять из экологичного транспорта. А это минус почти полмиллиарда кубометров вредных выбросов ежегодно.
Тему импортозамещения активно поддержали и российские разработчики зарядных станций для электротранспорта. Как сообщил АиФ.ru заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов ОАО «МОЭСК» Сергей Степнов, в настоящее время МОЭСК тестирует первую отечественную зарядную станцию «Фора», разработанную Рязанским приборостроительным заводом.
Электромобиль
Другие страны тоже обеспокоены нарастающей экологической угрозой: не так давно Китай перешёл на массовое внедрение электромобилей, поскольку атмосфера в крупных городах так сильно ухудшилась, что местные власти даже отказываются публиковать статистику загрязнения. Чтобы спасти Пекин и Шанхай, правительство всячески стимулирует спрос на электрокары: возвращает часть стоимости, выдаёт льготные номера, разрешает ездить по выделенной полосе для общественного транспорта.
В России этот процесс только начинается, в частности, в 2014 году обнулили ввозные пошлины, что резко снизило цены на электромобили. А после того, как московское правительство отменило плату за парковку электромобилей, экономия их владельцев составляет порядка 250 тысяч рублей в год — цена парковочного абонемента в пределах Третьего транспортного кольца. Это позволяет «отбить» стоимость машины за 4–5 лет, не говоря уже об экономии на бензине.
«После снижения ввозных пошлин электромобиль Mitsubishi i-MiEV подешевел вдвое — с 1,8 млн до 999 тысяч рублей, что сразу же повысило интерес к нему со стороны частных автовладельцев», — рассказал АиФ.ru руководитель отдела развития проекта электромобилей «MMC Рус» Алексей Винер.
Для массового внедрения электромобилей также необходима развитая сеть зарядных станций. Её создание началось три года назад с запуском проекта «МОЭСК-EV», который вырос во всероссийскую программу «Россетей» по развитию электромобильной инфраструктуры. Пока что в России установлено всего 60 зарядных станций — совсем немного. Но первый заместитель генерального директора «Россетей» Роман Бердников заявил, к 2018 году компания установит тысячу станций по всей стране. В столице их в общей сложности будет порядка 200 — эта цифра стоит в плане проекта «Московский электротранспорт», реализуемого правительством Москвы совместно с Россетями.
Пока что на российских дорогах можно встретить всего порядка тысячи электромобилей. Кому-то цифра покажется смешной, но шесть лет назад Китай так же, как теперь Россия, начинал с нуля. А к сегодняшнему дню у них насчитывается более 250 тысяч электромобилей и гибридов. По прогнозам экспертов, к 2020 году в России будет уже 50 тысяч электромобилей, включая 5 тысяч электробусов. А это значит, что Москва станет чище на 3 миллиарда кубометров вредных автомобильных выбросов.