Будем ли ездить на иранских автомобилях?
Раньше говорили, что иранцы ездят на развалюхах из-за санкций. А теперь мы закупаем у них авто на 300 млн долл. Каково качество продукции иранского автопрома?
Глава Иранской ассоциации производителей автомобильных запчастей Мохаммадреза Наджафи Манеш сообщил, что Иран подписал с Россией меморандум об экспорте собственных автомобилей на сумму в 300 млн долл.
Власти Ирана также уже сообщали о желании принять участие в производстве российских автомобилей — вместе с АвтоВАЗом. У наших стран много общего, в том числе в автопроме. В свое время Иран запускал совместные проекты по сборке автомобилей на базе французских Peugeot и Renault, затем иностранцы ушли, а производство осталось.
Теперь иранцы предлагают обмениваться комплектующими, технологиями и даже наладить выпуск нового ирано-российского автомобиля — в Тольятти, Ижевске, в Елабуге, Набережных Челнах или на территории Исламской Республики. Наиболее активно стремится в Россию крупнейший автомобилестроительный концерн Исламской республики Iran Khodro. У Iran Khodro на территории Белоруссии уже некоторое время работало собственное сборочное предприятие.
Ранее эта компания, основанная еще в 1962 г., поставляла машины в Россию через Азербайджан. На российских дорогах в нулевых годах оказалось порядка 12 тыс. седанов Iran Khodro Samand. Поставки в 2010 году были прекращены из-за несоответствия двигателей машин нормам Евро-4. В 2013-2015 годах, получив экологические сертификаты, иранская компания пыталась вернуться в Россию, однако на сей раз преградой стали антииранские санкции Запада.
Первыми автомобилями иранских марок, которые могут появиться на российском рынке, станут Iran Khodro Tara и Saipa Shahin. В ближайшее время компания обещает поставить на конвейер новый кроссовер Rira (на той же платформе). Есть еще и «иранский Renault Logan», который продается под маркой Saipa P90. Седаны Samand и KMC J7 могут заменить Skoda Rapid и Volkswagen Polo, которые уже не поставляются в Россию, и потеснить востребованные корейские автомобили массового сегмента Hyundai Solaris и Kia Rio.
«Один из минусов иранских автомобилей в том, что их нельзя назвать современными, — рассказал партнер агентства “Автостат” Игорь Моржаретто. — Как правило, они построены на базе французских моделей предпредыдущих поколений. По сути — это автомобили Peugeot. Теоретически эти авто должны составить компанию нашим “Ладам” в классе бюджетных автомобилей.
Все упирается в цену, потому что эти машины в Иране стоят примерно столько же, как наши “Лады” — в районе миллиона рублей. Из-за наших налогов и сборов в итоге иранцы смогут продаваться значительно дороже миллиона. Эту проблему можно решить, организовав сборку иранских автомобилей на территории России».