Председатель совета директоров Ассоциации производства запчастей Ирана Наджафи Манеш заявил, что шансы для начала производства иранских автомобилей в России чрезвычайно высоки. Причем АвтоВАЗ расценивается как один из основных партнеров этого сотрудничества. Что это будут за автомобили и для каких рынков они предназначены?
Совместное производство
Иранские деловые круги предложили российскому правительству сотрудничество в сфере автомобилестроения еще весной 2022 года, когда страны коллективного Запада ввели строгие экономические барьеры для поставок деталей и комплектующих. В России остановились автосборочные производства крупных мировых марок, и иранские компании выразили желание занять пустующую нишу. Похоже, сейчас декларированное сотрудничество приобретает осязаемые очертания. Председатель совета директоров Ассоциации производства запчастей Ирана Наджафи Манеш заявил, что шансы заключения соглашения между АвтоВАЗом и Ираном о совместном производстве автомобилей очень высоки.
«Иран и Россия в настоящее время находятся в исключительном положении в плане отношений, и, пожалуй, еще никогда в истории не было такого положения, когда эти две страны настолько сблизились бы друг с другом. Мы должны воспользоваться возможностью, мы должны составить долгосрочный план, чтобы это сотрудничество продолжалось и далее уже при других обстоятельствах», — цитируют слова Наджафи Манеша РИА Новости.
Где производить?
Были сделаны предположения, что рассматривается возможность сборки автомобилей одной из иранских марок на промышленных мощностях АвтоВАЗа. Среди удобных площадок называется ныне простаивающий завод «Лада Запад Тольятти», где в рамках совместного предприятия GM-АвтоВАЗ работал General Motors и выпускал под своим логотипом внедорожники Chevrolet Niva. Сейчас завод не задействован в производственных цепочках АвтоВАЗа.
Еще одна перспективная площадка для выпуска иранских машин — это завод «Лада Ижевск», где до марта 2022 года осуществлялась сборка всей линейки Lada Vesta. На мощностях предприятия можно в короткие сроки организовать сборку любой серийной модели. Пока же в планах предприятия в Ижевске стоит только сборка электрического Lada e-Largus.
Ближний Восток ждет Lada
Никаких подробностей о конфигурациях возможного сотрудничества Наджафи Манеш не раскрыл. Однако тот факт, что он представляет Ассоциацию производства запчастей Ирана, может свидетельствовать, что проект совместного производства автомобилей не ограничивается только поставками иранских машинокомплектов.
«Дело в том, что, по большому счету, Иран не может нас ничем удивить. В его активе есть только устаревшие платформы Renault и Peugeot, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — АвтоВАЗ может, конечно, наладить выпуск устаревших машин на платформе B0 от первого Logan, но только зачем? Он может это сделать и без иранцев, потому как имеет право на использование данной платформы напрямую от французов.
Гораздо перспективнее видится сотрудничество по части поставок запчастей. В этом отношении иранские производители могут существенно помочь автомобильной промышленности. Кроме того, платформа АвтоВАЗа для модели Vesta выглядит более привлекательной, нежели переработанные французские конструкции, которые сейчас есть в распоряжении иранских компаний».
И эта российская платформа со всеми еще нереализованными наработками может быть интересна самим иранцам и для рынков Ближнего Востока.
Еще в начале июля 2022 года представители промышленности Ирана, Турции и России выразили готовность к совместному проектированию и производству автомобилей. Тогда по результатам переговоров представитель Ассоциации производства запчастей Ирана Наджафи Манеш заявил, что среди преимуществ такого трехстороннего сотрудничества он видит наличие подходящих экспортных рынков, которые насчитывают «не менее 800 миллионов человек, если включить соседние регионы». В этот большой рынок могут войти страны СНГ, а также Ближнего Востока, где наблюдается дефицит современных автомобилей. Российская инженерная школа помогла бы создать конкурентоспособную модель для этого региона, а иранские поставщики смогли бы наладить производство комплектующих, в том числе и дефицитной сейчас автомобильной электроники.